Мне очень нравятся "Гарпии" из иллюстраций для "Божественной Комедии" Данте.
Здесь гарпии жрут и всячески мучают людей, превратившихся в деревья за грех самоубийства или самовредительства (если быть точнее, "Насильники над собою и над своим достоянием"). Не то, чтобы тема мне была близка (хотя я ведущий специалист в области самоедства, но всё же в выборе именно этой гравюры это роли не сыграло), но по крайней мере, здесь всё кажется более ясным, что привлекало меня всегда больше, чем сложный трёхэтажный символизм. Посмотреть вот гравюры Дюрера - красиво, гениально, но лично мне ничего не понятно. Это хорошо, но не моё. Например, библейские темы - я их знаю только в общих чертах, более сложный символизм и тонкие отсылки я воспринимаю туго. Мне нравится большинство гравюр из "Божественной комедии", но именно в этой нет ничего чрезмерно разношёрстного, сложноинтерпретируемого, а всё одной массой, но при этом можно долго разглядывать. Это такое месиво! И так рельефно. Рекомендую погуглить её и скачать в огромном разрешении - в хозяйстве пригодится. За что я люблю гравюры - так это за то, что при одноцветности можно передать такой невероятный рельеф и объём и даже движение, в данном случае - какое-то мучительное и мерзкое копошение.
По акции к моему ответу идёт история из цикла "не пришей к п***е рукав" про то, как я хотела заказать банковскую карту в сбербанке с индивидуальным дизайном. Её выпуск стоит очень незначительно дороже выпуска стандартной. Концептуальной и остроумной задумкой мне показалось поместить на карту такую гравюру Доре из Божественной Комедии, которая иллюстрировала бы грех жадности, расточительства или чего-нибудь такого, и каждый раз своим видом такая карта делала бы мне вразумительные намёки (опустим вопрос воспроизводимости такой детализации, которая в гравюрах играет ключевую роль). Поискав, я передумала: нашла всего лишь тех, "кто недостойно тратил и копил", и ими оказалась ничем меня не цепляющая толпа голых мужиков, толкающихся друг с другом и хаотично тягающих гигантские мешки с золотом (вначале подумала, что это не мешки и монеты, а огромные камни и маленькие камешки, как Тантал, который в данном случае не просто таскает глыбу, а как бы напрасно зарабатывал и всё просадил и зарабатывает опять). Показательно, но. Это пример, может, и такой же наглядной и понятной, но не самой завораживающей и детализированной иллюстрации.
Пожалуй, сюда можно отнести Страшный суд и Небеса. Есть в них что-то завораживающее.
Ещё можно отметить иллюстрации к "Гаргантюа и Пантагрюэль" и "Дон Кихоту".