Отвечает руководитель нашей начальной школы Сергей Плахотников:
К сожалению, в человеческих отношениях простых ответов нет, как нет простых ситуаций, в которых отношения развиваются или деградируют. Люди тратят недели, месяцы, годы, чтобы восстановить тонкие связи взаимного доверия. Если же они калечатся друг об друга, значит дело зашло далеко.
Готового ответа у меня нет, но я постараюсь обозначить три направления, в которых возможно порассуждать и найти собственный ответ.
Агрессивный ребёнок. Сейчас в обществе достаточно тревоги и особым образом она концентрируется в семьях. Люди, которые живут под одной крышей, полны ожиданий друг от друга. Часто эти ожидания не проговорены, часто они просто не разделяются близкими людьми. Агрессия усиливает позицию в споре и стремлении доказать своё право на точку зрения или право на совершаемое действие. Например, ребёнок хочет играть на компьютере, а компьютер занят другим членом семьи или надо делать домашнее задание, в результате — эмоциональная вспышка. Если нет опыта конструктивного разрешения подобного конфликта, возникает стремление изменить отношение к себе, повысить свою значимость в глазах других. Агрессия возникает в той точке, когда всё вокруг говорит о том, что твои потребности не важны и ты сам не важен. Тревога может быть источником агрессии, часто самый агрессивный ребёнок в детском коллективе — это ребёнок, который боится потерять свой статус. Часто дети ведут себя агрессивно, потому что взрослый сдерживает собственную агрессию и не хочет сам разбираться с её источником.
Возраст — 9 лет. Ученики третьего класса с особой остротой переживают обесценивание их собственного мнения. Каким бы, с точки зрения взрослого, оно ни было безумным, с ним надо работать и относиться с уважением, иначе есть риск потерять контакт. Обычно третьеклассник способен достаточно чётко формулировать свою потребность и учесть при этом потребности других людей, составить общий план и придерживаться его. Важно только, чтобы взрослый серьёзно отнёсся к этому плану и был готов оказать необходимую ребёнку помощь.
Домашнее задание. Задания, которые даёт учитель ученику — это предмет учебных отношений. Если ребёнок не справляется с заданием — это повод учителю скорректировать нагрузку и уровень сложности. Родителю в эти отношения стоит вмешиваться только в том случае, если ребёнок просит о помощи и исключительно в той мере, в которой ребёнок определяет. Есть более важные вещи, о которых детям и родителям важно говорить. Например, обменяться своими интересами, рассказать друг другу о своём понимании смысла жизни, какого-то явления или факта. В нынешней ситуации дистанционного обучения главная задача родителей — создать условия для того, чтобы домашние задания выполнялись. Обсудить распорядок дня, предоставить место и необходимые средства, эмоциональную поддержку. Если выполнение домашнего задания «калечит» отношения детей и родителей, значит, важно вернуть ответственность школе в этом вопросе.
В заключении скажу так, чтобы справиться с возобновляющейся агрессией, нужно совершить парадоксальное действие. Если обычно кричите, наоборот, начните говорить шёпотом, если много разговариваете, надолго замолчите, если раньше решали проблемы угрозами, признайтесь в своей беспомощности и т.д.
То, что ребенок бьет родственников, это, конечно, недопустимо. Надо вам его наказывать, без рукоприкладства, но строго. Похоже, что мама его сильно избаловала и вот теперь такой результат.