Умение быстро и качественно запоминать стихи — важный навык, который пригодится не только школьникам, но и тем, кто уже покинул стены своей alma mater.
Не бойтесь, зачитывать до дыр письмо Татьяны или другое произведение не придётся, хотя приложить некоторые усилия всё же нужно. Проще всего будет справиться с задачей тем, кто уже знаком с техниками и секретами эффективного запоминания, а тем, кто только приступает к тому, чтобы ими овладеть, придётся внимательно читать инструкцию и вникать на ходу.
Шаг 1. Визуализация
Многие стихотворения достаточно наглядны: легко представить то, что в них происходит. Возьмём строчки из того же «Евгения Онегина»:
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмет тебя!
Сразу представляется комната, постель, сварливый дядя и склянки с лекарствами. Попробуйте повторить эти строчки, не глядя в текст. Даже с первого прочтения вы сумеете довольно точно вспомнить 3—4 строчки.
Итак, чтобы запомнить стихотворение, следует разделить его на мелкие четверостишия и хорошенько представить то, что в них происходит. Мозг лучше запоминает такие картины, чем сплошной текст.
Совет: если вы знаете, как рисовать майнд-карты (схемы со стрелками и рисунками), превратите своё стихотворение в такую майнд-карту. Так вы сможете задействовать сразу несколько способов запоминания: и визуальный, и механический. Кроме того, по такому рисунку будет очень удобно повторять стихотворение, например, перед занятием.
Шаг 2. Метод ассоциаций
Если же строчки стихотворения довольно абстрактны либо есть какие-то трудные слова, которые не представишь, следует подобрать к ним ассоциацию — более привычные для вас слова, которые поддаются представлению. Возьмём, например, строки из стихотворения «Бармаглот» Льюиса Кэрролла:
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
«Шорьки» напоминают хорьков, «пырялись» — пинались, «нава» — трава или навес, «хрюкотали» — хрюкали и хохотали, «зелюки» — зелёные жуки. Сразу стало понятнее. Представьте себе пинающихся хорьков в траве и жуков, которые над ними хохочут, и проговорите строчки стихотворения. Такого же принципа нужно придерживаться, если в тексте стихотворения вдруг встретилось странное или непонятное слово.
Шаг 3. Активное воспроизведение
Что ещё нужно делать, запоминая стихи? Разумеется, повторять их. Однако и к этой задаче нужно подходить правильно. Сперва разделите объёмное стихотворение на более мелкие фрагменты, например, четверостишия. После того как вы представите и/или зарисуете одно из них, постарайтесь повторить строки слово в слово, разумеется, не подглядывая. Мозгу придётся приложить усилия, чтобы их вспомнить, а информацию, добытую «в бою», он так просто не забудет. Проверьте себя на наличие ошибок. Если они есть, повторите ещё раз, чтобы исправить эти недочёты. Далее приступайте к следующему четверостишию.
Получится что-то вроде «снежного кома». С каждым активным проговариванием количество строк в вашей памяти будет расти. Но! Обязательно старайтесь повторять стихи без опоры на текст (не считая работы над ошибками) и вслух. Таким образом вы сможете задействовать и слуховой канал восприятия.
Как видите, запоминать стихи не так уж и сложно. Конечно, чтобы делать это максимально быстро, потребуется для начала прокачать общие навыки запоминания. Техники, развивающие память у взрослых и детей, подробно описаны в статье. Кроме того, нужна обширная практика. Поэтому, чтобы научиться запоминать стихи мгновенно, тренируйтесь как можно чаще!
Психологи рекомендуют трансформировать процесс в… веселое песнопение. Подобрать к тексту любой позитивный мотив и напевать строчки. Музыка упрощает запоминание текста — он звучит ритмично, легче схватывается.
Заучивание стихов через пение — не просто забава, но и сильный методический инструмент.
Мой метод таков : 1) Читаешь стихотворение пару раз и что-то из этого запоминаешь. 2) Пытаешься рассказать, но подсматриваешь в учебник. 3) Читаешь еще раз и дорбатываешь те фразы на которых ты запнулся (повторяешь их несколько раз) 4) Рассказываешь еще раз. И так до того пока не запомнишь)
Есть множество способов, худший из которых - тупая зубрежка. Вообще хорошо для начала понять, какие из навыков развиты лучше: слух, воображение, умение сооружать Лего из ёжиков, виртуозное ковыряние в носу, и на этом навыке делать упор.
Например:
1) Представить себя артистом. Поставить себе несколько задач: эту строфу рассказываю, как Толян из подсобки, в этой строфе я - Снежана из гейбара напротив и тд. Или придерживаться одного образа в течение всего процесса выучивания, параллельно созвав своих котов и вещая на них.
2)Умею рисовать и у меня хорошо развито визуальное мышление (так говорят вообще? Ну да ладно). Смысл понятен. Рисуем образы в той последовательности, в какой они идут в стихотворении. Тут, кстати, хорош метод с эмодзикараоке, т.е перевести стихи в шрифт эмодзи. Тут будет бомбить мозг, пока подберёшь нужный эмодзи, но так и лучше запомнится. К примеру: «Мороз и солнце. День чудесный. Ещё ты дремлешь друг прелестный»
❄️☀️
📅🤩
👉🏼😴
👬😊
Потом, не смотря на оригинал текста, опираться только на свою эмодзи писанину.
3)Ну двигаюсь норм. Придумать на каждое слово/строчку своё движение
4) Я супер аудиал, и слышу, как в паре тысяч километров свистит дельфин. Тогда прочувствуй ритм стихотворения и забацай бит. Почувствуй себя на рэп баттле.
В общем самое главное, чтобы в процессе выучивания не было скучно.
Сначала прочитайте один раз, потом закройте книгу и попытайтесь пересказать своими словами, а потом просто по четверастишью выучивайте! удачи!
Я громко читала и повторяла стих, как бы пыталась докричаться до себя самой)) Ну а еще помогает быстрее и проще запомнить стих-ассоциации. Просто придумать с чем у вас асоциируются строчки стиха, вообразить их в своей голове, так стих запомнится быстрее.
Я просто, не мудрствуя, выучиваю, прибавляя по четверостишью. Прочитал первое четверостишье - повторил, прочитал второе - повторил первое и второе. Прочитал третье -повторил первое, второе и третье. Если четверостиший очень много, то не обязательно каждый раз все сначала. Но если объем не больше 4-5 четверостиший, то можно каждый раз.
То есть, к моменту, когда вы будете учить последнее четверостишье, весь предыдущий текст вы повторите уже 4-5 раз. Если стих не из четверостиший, то просто разбиваете на смысловые отрезки. И хорошо при этом читать вслух кому-нибудь. Когда читаешь вслух, с выражением другому человеку, то это уже небольшое театральное действо и гораздо интереснее.
Как вариант еще можно записывать по памяти до тех пор, пока не удастся записать все стихотворение полностью. Тут включается еще другая память, моторно-визуальная (запоминаются движения пишущей руки и вид написанного текста). Записывать не так весело, как читать вслух, и дольше, но может оказаться надежнее.
Мне кажется, у каждого свой подход к этому делу. В детстве мама заставляла меня переписывать стих по несколько раз, мол когда пишешь - лучше запоминается. Не помню как хорошо я выучила тот стих, но помню точно, что некоторое время учить поэзию я люто ненавидела.
Для меня самый простой способ - учить по 2 строчки. Если стих большой, то можно после каждой заученной строфы повторять её с предыдущей и т.д. То есть от малого к большому. Ну и если речь о выразительном чтении, желательно учить не за день до сдачи, а за несколько. Лучше запоминается.
Ну можно ещё стих под подушку на ночь положить. Проверенно - работает.