Сложные вопросы, на которые на данный момент просто одного конкретного ответа.
Глобально есть два течения, которые по-разному понимают термин "игра", спор которых со стороны напоминает спор о том, что правильней: Chaotic-Good или Lawful-Good.
Эти два течения воспринимает игру либо как процесс, либо как механизм.
Первые считают, что игрой называется всё, у чего есть геймплей, и в него входит всё, что на него влияет, например, в том числе, кстати, и метагеймплей. Вторые же считают, что в основе игры лежат правила, так называемые "игровые механики", из которых рождается этот геймплей, а метагеймплей лежит за рамками самой игры, потому что он рождается из суммы опытов игрока.
Метагеймплей, в общем смысле, это и есть некоторый опыт, который влияет на геймплей игрока, и он не обязательно может исходить из самой игры, он может идти, например, от взаимодействия с другими людьми, которые делятся своим опытом, от взаимодействия с другими играми этого жанра, даже от взаимодействия с устройством ввода. И, по сути, именно его наличие и не позволяет найти правильный и однозначный ответ на вопрос, "что такое игра?"
Если говорить о цели существования игр, то этот вопрос несколько проще: "удовольствие". Потому что люди играют в игры именно ради него. Однако тут же возникает вопрос "а откуда оно берётся?", и тут уже возникают проблемы. Лично я приближен к той гипотезе, что удовольствие берётся именно из процесса обучения и взаимодействия с самой игрой, согласно, например, с моделью Бартла, где он делит игроков на 4 категории (Компанейцы, Киллиеры, Ачиверы, Исследователи), и каждая из этих категорий ищет в играх нечто своё, и получает от этого наибольшее удовольствие.