Родители давали мне деньги на еду в школьной столовой с тех пор, как классные руководительницы (у нас их было две) перестали собирать деньги на завтраки и кормить нас организованно. То есть классе во втором-третьем. Деньги это были маленькие, их могло хватить на самую дешевую булочку и чай, или на псевдопиццу без чая. Два рубля на день. Потом три (булочки подорожали). Через год, кажется, пять. Именно эти самые булочки я и покупала. Потому что кушать, в общем-то, хотелось, да и ни на что другое этих денег бы не хватило.
Столовая, кстати говоря, представляла из себя образец полнейшего хаоса и конкуренции. Очереди не было никогда, все лезли к прилавку, тянули деньги в крошечных ладошках в руку продавщице (она же повар). Большой перемены, предназначенной для еды, тоже не было. На все пятнадцать минут. За пятнадцать минут нужно было пробиться в толпе таких же отчаянных разновозрастных голодных детей к самому прилавку, вытянув руку с зажатыми монетками как можно выше и дальше, а лучше всего - прямо в руку Большой Тёте-Повелительнице Еды. И громко прокричать название булочки. А потом, получив булочку (и чай), пробиться из толпы обратно, ничего не разлив. Найти место за столом, которых тоже было мало, между незнакомыми детьми и разлитым менее удачливыми людьми чаем. Съесть это всё и успеть добежать до класса. Поэтому, надо понимать, требовалось приложить все свои силы, чтобы получить булочку как можно раньше. Иначе есть шанс вообще ничего не получить. Эта удивительная столовая научила меня пробираться сквозь любую толпу - не силой, а ужом, потому что у второклашки никакой силы в сравнении со старшими не было и быть не могло.
Возвращаясь к вопросу денег. С булочки и чая у меня оставалась сдача. Родители не требовали ее назад, но купить на одну только сдачу было решительно нечего. Приходилось копить. Самая дешевая жвачка в киоске стоила 50 копеек, она была твердая, и становилась мягкой только после активной работы зубами. Бумер с наклейкой - рубль или полтора. Мороженое в стаканчике или киндер-сюрприз - три рубля. Накопить на киндер было делом недели, если не отказывать себе в булочке. Накопить на что-то большее - делом месяца, а то и нескольких. За месяц можно давно забыть, чего мне хотелось, тем более в таком нежном возрасте. Однако привычка копить сформировалась очень крепкая. Откладывая копейки, которые бесполезны вотпрямщас, и "забывая" о них, можно было в один прекрасный момент обнаружить в кармане значимую сумму, в то самое время, когда она как раз нужна.
Самый запомнившийся такой момент настал однажды в крошечном магазине, который был ровно посередине между моим домом и школой. Родители почему-то решили, что прежних трех рублей мне маловато, и стали давать аж пять. Таким образом, у меня каждый день были один-два лишних рубля, которые один за другим ложились в кошелечек. И вот, я достала этот кошелечек в магазине, и обнаружила, что у меня шестнадцать чертовых рублей! Шестнадцать! Ровно столько, сколько стоила плитка шоколада. И я её купила. Это был молочный Альпен Гольд, лучшее из того, что я пробовала на тот момент. Я держала её в руках и осознание этого факта заполняло меня, как вода заполняет бассейн. Целая шоколадка. Целая настоящая шоколадка. Для меня одной.
Как вы, наверное, уже догадались по описанным суммам, наша семья в то время переживала не лучшие свои годы. Денег было мало, и позже мама рассказывала, что ей часто приходилось выбирать, без какой части ужина мы обойдемся сегодня. Шоколадка - это было почти праздничное блюдо. Шоколадка покупалась редко, растягивалась на несколько дней, и обязательно делилась на всех. В тот день, когда она у нас была, я могла получить одну дольку к чаю. Ну, две. Три - почти никогда. А тут я держала сто граммов чистого шоколада своими руками и понимала, медленно, медленно понимала, что я. могу. съесть. ее. целиком. Я могу съесть сто граммов шоколада за раз. Это было потрясение. И, да, я её съела.
Потом, очень потом, когда шоколадки стали вмещаться в мой недельный бюджет, я обнаружила, что слишком много шоколада - не так уж и вкусно. Было даже время, когда я считала плитки альпен гольда дешевой проходной нямкой, которая, так и быть, сойдет, раз уж у нас нет чего получше. Но тот момент с той первой плиткой останется со мной навсегда. Мало что может сравниться с ним по силе впечатлений.
Моя маман никогда не давала мне денег, потому что боялась, что я потрачу их на чипсы, алкоголь и сигареты. Но когда путем тяжелых домашних работ я заработал немного денег, я действительно потратил все на чипсы, алкоголь и сигареты.
Оправдали ожидания родителей, не каждый так может, гуд.
Вы вели роскошную жизнь, скажу я вам
Кажется, это была какая-то еда - мороженка, чипсы, газировка, жевачки, конфеты. Словом, всякая "вредная ерунда", которую у родителей выпросить было сложно.
Съела с подругой на улице, остатки суммы были позднее потрачены на компьютерный зал.