Слово "так" в этом утверждении является тем, что придаёт этому утверждению смысл. Следовательно, понять это утверждение можно только ответив на вопрос: какой способ жизни позволяет нам сделать вывод, что человек, живущий так, не задумывается о конечности жизни?
Начну с примера из собственной жизни. Когда мне было около 8-10 лет, я увидел в магазине игрушечный вертолёт "Чёрная акула". Денег в нашей семье было не так много, поэтому свои мечты о этом вертолёте я не решался высказать вслух, ведь услышал бы стандартное "сейчас нет денег". Думаю, в 90-е годы большинство детей слышали именно это в ответ на свои запросы. Мечтал я об этой игрушке около месяца. Надо сказать, что мечтать я умел. Магазин этот был в километре от моего дома, но это не мешало мне каждый день ходить туда, чтобы на одну минуту увидеть свою мечту. В руки взять было нельзя, потому что он стоял под стеклянной витриной, а долго смотреть было неуместно, потому что это был единственный непродуктовый магазин в районе, и там всегда было много людей, которым я мешал своим нахождением рядом с витриной. Не помню точно, в каких единицах измерения тогда были цены, либо это было 4 р. 50 коп., либо это было 4 500 р. Но цену эту я запомнил. Я понятия не имею, было ли это дорого для игрушки или нет, потому что не знаю, какие в то время были зарплаты, но то, что для нашей семьи любые непродуктовые расходы в то время были нежелательны, - это я помню точно.
Однажды я решился попросить у родителей денег на заветную игрушку. И ровно в тот момент, когда родители дали мне деньги, я почувствовал, что ценность моей мечты снижается. Чем ближе я подходил к магазину, тем меньше я верил в то, что эта игрушка действительно сделает меня счастливым в той степени, в которой мне это казалось на протяжении месяца. Надежда на то, что счастье всё-таки случится, оставалась в моём сознании, поэтому от своей мечты я не отказался. Для того, чтобы сохранить чувство "счастья" как можно дольше, я не стал распаковывать игрушку сразу после покупки, а подождал возвращения домой. Мне хватило 5 минут, чтобы игрушка мне надоела. Но дело здесь не в том, что она мне так быстро надоела, ведь так случается с каждым ребёнком и с каждой игрушкой. Дело в том, что мне стало стыдно за своё желание, удовлетворение которого не только не принесло никакой радости, но принесло разочарование. Мне даже было стыдно показать родителям этот вертолётик, потому что он, по факту, не обладает совершенно никакой ценностью, а в данном случае, он имел отрицательную ценность - он создавал в моём сознании стыд, который я чувствую до сих пор. Это стыд за то, что я не смог понять действительную ценность игрушки до того, как купил её. Я не смог и даже не пытался представить свои ощущения после покупки. Я ошибся и обманул сам себя в такой степени, что никогда больше не хотел испытывать это чувство.
Повторилось ли это в будущем? Нет! Больше никогда в жизни я не испытывал надежды на то, что ожидаемое совпадёт с предвосхищаемым. Теперь я видел потенциальную способность разочароваться, когда радовался дню рождению, новому году или каникулам. Я уже знал, что меня не ждёт то, на что я рассчитываю. И я перестал рассчитывать на что-то большее. Чем меньше надежда - тем меньше разочарование.
Уже будучи взрослым я прочитал "О ничтожестве и горестях жизни" А.Шопенгауэра. В этой книге очень хорошо описано то, что я осознал в детстве. Ничто случившееся не имеет того значения, которое оно имеет, будучи ожидаемым.
Теперь давайте вернёмся к исходному вопросу: какой способ жизни позволяет нам сделать вывод, что человек, живущий так, не задумывается о конечности жизни?
Человеческая жизнь наполнена стремлениями, желаниями, мечтами и целями. Мы движемся от одного желания к другому, игнорируя наступающее разочарование. Но не движет ли нами изначально желание не-разочароваться в себе по причине не-достижения какой-то цели? Мы думаем, что обесценимся, если немедленно не испытываем удовлетворение какого-то желания. Мы предполагаем, что наша жизнь может оказаться неполноценной, если какое-то из желаний останется неудовлетворённым. По итогу мы получаем ощущение неполноценности удовлетворения, недостаточности этого удовлетворения. Всегда остаётся что-то ещё, чего мы не смогли получить, даже когда получили именно то, что хотели.
Конечность жизни не даёт нам права чего-то недополучить. Если жизнь оканчивается смертью, значит нужно получить от неё максимум удовольствия, прежде чем способность получать удовольствие иссякнет. Мы должны успеть всё!
Что значит - успеть всё? Значит ли это, что мы должны также и разочароваться во всём, что мы пытались успеть?
Теперь давайте подумаем, если люди хотят получить все удовольствия, прежде чем умрут, то значит ли это, что они осознают свою смертность? Нет! Это значит нечто прямо противоположное.
Человек, осознающий конечность жизни, должен быть способен оценить покупку веротолётика прежде, чем он его купил. Если эта покупка станет последним, что человек совершит в жизни, значит окончание жизни будет равно разочарованию. Ведь я чувствовал себя гораздо лучше, когда в очередной раз шёл в магазин, чтобы посмотреть на свою мечту, чем в тот момент, когда я шёл домой с заветной игрушкой.
Осознать своё разочарование по итогу жизни, представить его, и перестать делать то, что усилит это разочарование - это и есть осознание, что ты не бессмертен.
Религия намекает на "страшный суд", который ждёт каждого. Нам неизвестно, ждёт ли нас что-то после смерти, но на пороге смерти нас точно ждёт суд - суд разочарования в себе.
Именно страх разочароваться в себе заставляет человека искать смысл жизни.
Вы испытывали когда-нибудь ностальгию? Представьте это чувство, умноженное само на себя и возведённое в квадрат.