Ответ на вопрос Яндекс Кью: Как Вы относитесь к философии?
Для меня – это странный вопрос. Сам я по образованию – технарь, электротехник. Но вот, после нескольких жизненных разворотов основным занятием стала работа в высшем учебном заведении в течение пятидесяти лет. Преподавал, конечно, предметы, связанные с электротехникой. Но не менее важное значение в жизни приобрело многолетнее нахождение в среде молодёжи, желающей познать мир с самых различных его сторон. Они как раз разные. Да и интересующиеся ими студенты тоже отличаются. Как тут быть? Стричь всех под одну гребёнку? Так и считают некоторые научно-педагогические работники, в среде которых я тоже находился постоянно. И формально они правы, да только последующая жизнь выпускников показывает, что отлично выученные сформулированные кем-то знания, изложенные в учебниках и транслируемые преподавателями, не являются гарантией получения в результате творческой личности выпускника. А почему? Да потому, что жизнь значительно разнообразнее какой-то одной её стороны. Вот это обоснование как раз и даёт философия.
Философия для меня – это понимание, или, как минимум, прощупывание причин происходящих вокруг событий. И для этого надо знать основные законы философии и логику их приложения к рассматриваемым вопросам. Почему, например, близнецы, похожие друг на друга как две капли воды, имеют порой разные характеры, отличные суждения по одним и тем же вопросам, резко отличающиеся поступки, жизненные интересы и жизнь в целом. Почему распадаются внешне крепкие объединения, включая страны, союзы, семьи? Почему одно и то же событие без обиняков интерпретируется неодинаково, а порой и резко противоположно, различными людьми? И таких ПОЧЕМУ столько, что они могут заполнить всё информационное пространство человека и увести мыслительный процесс от реалий жизни. И здесь только реальная, а не псевдофилософия, спасает от этого и позволяет дать корректный научно обоснованный ответ.
Возможно, я не прав, но в своей педагогической практике использовал это ПОЧЕМУ как основу формирования знаний. Для этого я заранее предупреждал студентов, что главным при ответе на заданный вопрос будет обоснование ПОЧЕМУ. При изучении предметов, связанных с электротехникой, надо было знать не только вид графика связи двух переменных на координатной плоскости, но и «Почему кривая на графике такая кривая?» По-моему, это способствует формированию логического мышления, как одной из сторон философии.
В заключение я напоминаю, что я не профессиональный философ. Поэтому, возможно, я изобретаю «новый философский велосипед», о чём когда-то найду время написать подробнее. В электротехнике такие «велосипеды» у меня бывали. Но в плане философии мне нравится формула Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю …». Но формула эта не закончена. У него было греющее мою душу её продолжение: «…но многие не знают даже этого».