Это два совершенно разных вопроса.
Простые ответы звучат так:
Сложные - по-другому.
Игры - это только на первый взгляд способ развлечения. Как и любой другой вид искусства, настоящий интерес он вызывает только тогда, когда затрагивает что-то внутри. Когда происходящее на экране вызывает душевный отклик. Когда проживаемый игровой опыт - резонирует с реальным.
При этом, безусловно, он требует своеобразных навыков, которые не даются нам as is: чтобы достичь успеха в игре, надо долго тренироваться, анализировать ошибки, делать выводы - и совершенствоваться. На чем бы ни была сфокусирована игровая механика, на боевой составляющей или на интеллектуальной, - она требует сосредоточенности и погруженности в процесс. А ведь это я даже не упоминаю опыт проживания жизни в мирах игр, опыт которых ныне живущим испытать по-другому невозможно, будь это Франция времен Наполеона, викторианская Англия, средневековая Япония или пост-апокалиптичный мир (и опытные игроки, конечно же поняли, какие игры в моем сердце поселились навсегда).
Игры - шанс представить себя, такого, какой ты есть, но в других условиях, другой среде. Себя, получившего шанс принимать решения, имеющие значение для огромного количества людей, - и последствия этих решений не заставляют себя ждать.
Обратной стороной всех этих прекрасных перспектив является разительный контраст с реальной жизнью. Довольно часто - тусклой и безрадостной. Такой, в которой, кажется, повлиять ни на что невозможно.
Такой, в которой ты делаешь не то, что хочется - а то, что надо. И это "надо" делать совершенно не хочется, вплоть до самоотречения - за гранью которого и начинается зависимость.
Я могу пойти покататься на велосипеде, - или на катку в CS.
Могу пойти на свидание с девушкой, платить за ужин, поддерживать неинтересный мне разговор, изображать внимательного слушателя и собеседника, - а могу нырнуть с головой в открытие секретов древней Индии, борьбу с картелями, наркобаронами и кладоискательство.
И отказом от игр реальных проблем не решить: единственный способ борьбы с игровой зависимостью - это понимание, чего такого я себя в своей собственной жизни лишен, что цифровой эрзац мне кажется привлекательней реального опыта?
Я хочу чувствовать себя уверенно?
Я хочу путешествовать?
Я получил образование бухгалтера, и работа у меня - бухгалтера (да простят меня истинные бухгалтеры по призванию, для человека, у которого нет этого призвания, - хуже пытки нет), - а в глубине души плачет архитектор? Или гонщик? Или музыкант? - отринутые за бесперспективностью применения...
Если услышать того, кто плачет, и попробовать хоть что-то для него сделать, никакая зависимость будет не страшна: реальная отдача от реального жизненного опыта никогда не сравнится с отдачей от опыта выдуманного.
Человек, которому нравится жить свою жизнь, - не станет игроманом. Хотя и может себе время от времени позволить в удовольствие пожить другую жизнь. В средневековой Японии, в пост-апокалиптическом обществе после восстания машин или в роли ушастого рыжего существа, разлученного с лучшим другом.