Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Есть ли будущее у рок-музыки?

МузыкаБудущее+2
Andrey Denoise
  ·   · 35,1 K
Музыка, искусство, наука, история.  · 11 дек 2020

Безусловно, будет. В классических учебниках по музыкальной литературе и истории музыки принято делить музыку на "профессиональную" и "традиционную". Не сказать, чтобы это разделение было очень жестким и очень устойчивым, однако из употребления оно так и не вышло. Границы размылись, но термин до сих пор способен сильно сократить текст, поэтому, несмотря ни на что, все еще в ходу.

Под "профессиональной"в этих учебниках и прочих музыковедческих работах, понимается академическая музыка.

Под "традиционной" - вся остальная. И конечно, для периода примерно с Х по начало ХХ века такая градация полностью оправдана.

Взаимодействие этих двух пластов музыки всегда было очень не простым.

Но одно принципиальное различие сохранилось и по сию пору. "Профессиональная" музыка всегда пишется композитором. Он не просто дает идею, но полностью ее оформляет. Если даже, как в случае с Гершвиным, он не делает аранжировку сам, он полностью контролирует аранжировщика и добивается того, чтобы его замысел был реализован как можно более точно.

Соответственно, возникло довольно четкое разделение труда (грубо, один сочиняет, другой исполняет) и целая школа, главной задачей которой была подготовка музыкантов, способных воплотить потенциально любой авторский замысел.

Что, в свою очередь, углубило разделение труда. Мультиинструменталисты встречаются в академической среде гораздо реже, чем в традиционной музыке.

"Традиционная" музыка всегда создается коллективно. Нередко, создание такой музыки значительно разнесено по времени. Четкого разделения труда нет.

Плюс к тому корни "профессиональной" музыки, восходят, в основном, к религии (сопровождение религиозных обрядов), и, в несколько меньшей степени, но тоже в значительной, к администрированию (военная музыка, сопровождение разного рода торжеств, удовлетворение эстетических потребностей правящих классов).

В несколько меньшей степени отнюдь не потому, что этот фактор менее значим, чем религиозный. Как минимум, равнозначен. Но хронологически необходимость музыкального сопровождения административной деятельности возникла, видимо, позже. И уж точно значительно позже набрала такой же вес, как необходимость обслуживать культ.

Так что этот фактор столь же значим, но корнем является в несколько меньшей степени, поскольку "вырос" намного позже.

С традиционной музыкой картина совершенно иная. Самый древний корень - фольклор. И не всякий, а бытовые песни, помогающие жить. К примеру, скрашивающие долгую дорогу или иной однообразный и длительный процесс. Формула "что вижу, то пою".

Наибольшее развитие фольклор получил с развитием оседлого сельского хозяйства. Подавляющее большинство народных песен - суть крестьянский фольклор.

Городской песенный фольклор выжил, в основном, в форме романса. Остальные его формы широкой публике практически неизвестны и мало популяризируются.

Произошло это потому, что времени на развитие у городского песенного фольклора было радикально меньше, чем у деревенского.

Создание народной песни - процесс, который может занимать сотни, и даже тысячи лет. Один исполнитель придумал мотив, другой что-то в нем поправил, спустя день, поколение или сотню лет, третий внес изменение в текст, четвертый побывал в дальних странах и привез оттуда новую традицию пения, а то и новый музыкальный инструмент. Или пришел некий путник, спел - сыграл свои песни, местным понравилось, что смогли переняли, естественно, переиначив. Именно так, по легенде, проникла из Ближнего Востока лютня, которая затем трансформировалась в классическую испанскую гитару, а та, в свою очередь, в современную электрическую.

Над совершенствованием только этого семейства музыкальных инструментов поработало немалое число людей, среди которых были выходцы из Северной Африки, почти всех стран Европы, Латинской Америки, Северной Америки, и, уже в 19-20 веках, потомки выходцев из Африки Центральной и Южной. Заняло все это несколько сотен лет.

Что уж говорить о создании песен.

Начиная с 16 го века начался постепенный процесс угасания крестьянской культуры, который радикально ускорился в 20 веке.

Вместе с угасанием традиционной деревни, стал постепенно угасать и деревенский фольклор.

Однако потребность народов в своих, народных, песнях никуда не делась. Методы, в общем и целом, тоже сохранились. Коллективное творчество в рамках традиции.

Традиция же, в свою очередь, обусловлена многими причинами, в числе которых, характер деятельности носителей этой традиции, географические и климатические условия, восприимчивость к чужим культурам, и т.д.

Все эти факторы влияют как на эстетику той или иной традиции, так и на ее идеологию.

Скажем, рэп имеет корни как в музыке регги, так и в джазе. Из регги взята речитативность и актуальность (причем актуальность не в карибском, а чисто африканском понимании этого слова), из раннего джаза - криминальное содержание текста, угол зрения автора.

Рок можно связать с трудовыми или как они еще называются работными песнями тех категорий крестьян, которые трудились в крайне жестких условиях, и обращали внимание на разные социальные аспекты значительно чаще, чем работающие в поле крестьянки.

Естественно, все эти нити не обязательно прямые. Но преемственность, тем не менее, есть.

Крестьяне, покидая деревни, не испарялись. Они пополняли ряды совершенно новых групп населения (рабочих, ремесленников, мелких и средних чиновников, и т.д.), у каждой из которых постепенно формировались собственные, характерные именно для данной группы, взгляды, вкусы, потребности, уклад жизни.

Пик урбанизации пришелся на середину двадцатого века, и до сих пор не закончился. Причем с этого периода урбанизация направлена в обе стороны.

В девятнадцатом, начале двадцатого веков, был просто отток крестьян в город. Деревенская жизнь менялась очень незначительно и неохотно.

К середине двадцатого уже город пришел в деревню. Начался процесс необратимой утраты традиционной сельской культуры. Этот процесс все еще не завершился, но чем он кончится, совершенно ясно.

Напрямую деревенский фольклор в городе не прижился, несмотря на все свое совершенство. Но технология создания народной музыки сохранилась в значительной степени. Процесс стал в разы быстрее, появились элементы, позаимствованные из "профессиональной" музыки, как чисто технические (за счет доступности классического музыкального образования), так и административные. К примеру, авторское право. Которое, в свою очередь, значительно осложняет шлифовку отдельного произведения многими авторами в течение поколений, как в деревенском фольклоре.

В общем, свято место пусто не бывает. Деревенская народная музыка постепенно заменилась теми жанрами, которые люди слушают по радио или в инете.

Просто потому, что народы никуда не делись, потребность в собственной музыке у них тоже никуда не делась, но при этом была утрачена традиционная база для ее создания, а сами народы стали все больше дробиться на разные профессиональные группы.

Таким образом, все направления так называемой популярной музыки - прямое продолжение фольклора. В основном, деревенского, но и других его видов тоже.

И с этой точки зрения любой жанр популярной музыки будет существовать до тех пор, пока существуют обстоятельства, этот жанр порождающие.

Один мой знакомый, профессиональный физик, а по совместительству, скрипач и гитарист, уехал жить в Гетеборг. Соответственно, и работать в тамошнем университете.

Помимо работы в московском институте, пришлось ему расстаться и с командой, в которой он играл.

Но через некоторое время занятий одной только наукой показалась ему недостаточно, и он отправился на ближайшую репбазу, чтобы влиться в какой-нибудь местный коллектив.

Московская команда, в которой он играл, исполняла весьма затейливый прогрессив-рок. Он был уверен, что уж в Швеции-то, он определенно легко найдет коллектив, работающий в этом же направлении.

Не тут-то было. Все его поиски неизменно заканчивались одним и тем же: парни на репбазах ему объясняли, что мол, мы тут ребята суровые, грузовики собираем, а потому играем только металл.

Пришлось ему играть Баха на скрипке для своего научного руководителя.

Так что, если вкратце, пока живы бурлаки, и металл будет жив. Пока небольшие российские города существуют так, как они существуют сейчас, будет жив русский рок, пока Ростов - папа не утратил своего криминального статуса, не переведутся кадры для русского рэпа, ну, и так далее.

Причем, это речь только о полновесном существовании жанра. А уж эстетика вообще вряд ли исчезнет сколько-нибудь скоро. Все тот же деревенский фольклор, реальных носителей (не специалистов по фольклору, а живых создателей и продолжателей) которого во многих регионах планеты вообще не осталось, периодически проявляет себя. То в вокальной манере, причем иной раз ну совсем неожиданно (к примеру вокалистка "scillet"), то в приеме аранжировки, то в штрихах, то в самой идее песни, то в целом направлении, причем весьма живучем.

Так что эстетика рока гарантированно переживет даже сам жанр. Как и почти любая эстетика.

Мне даже будет обидно, если реп вытеснить рок.

Оккультист, Психолог, Рокер, Сатанист  · 5 нояб 2020
Рок музыка имеет много жанров и никого протеста она в себе не несёт. Есть такой замечательный жанр Рок музыки под названием "Melodic Hard Rock" текста песен в большинстве своём о любви, верности, романтике и.т.д., какой здесь... Читать далее
Эксперт с мировым именем  · 22 сент 2020

Если человечество в культурном плане окончательно не отупеет, то конечно есть будущее. Сейчас в России плачевное состояние с ней, но страны например Латинской Америки надеюсь не подкачают.

Инженер  · 16 дек 2020
Ну конечно же будет жить, я думаю, что рок остается, и жанр сейчас находится в стадии зрелости, и многие люди не создают рок-музыку, как в прошлом, вместо этого они ищут и пытаются выделить элементы рока в что-то более... Читать далее
Honda Accord — среднеразмерный (до 1989 года —...  · 12 дек 2020
Конечно есть. Тяжелые стили музыки прошли длинную дорогу от Deep Purple и Black Sabbath до Limp Bizkit и Rammstein, в этот период разные жанры были мэйнстримными. После Metallica и Pantera в 1990ых популярность тяжелого... Читать далее
Музыкант  · 12 дек 2020

Скорее всего по моему мнению нет , сейчас уже это не в тренде !!!В вк например только Цой только остался , остальное всё басистые песни )Не за что !

разнообразные  · 30 нояб 2020
Существовать будет как существует нынче классическая музыка, джаз, романс и тп. Но вот массово популярным похоже уже не будет. Старички, конечно, будут собирать стадионы, но рок-молодежь нынешняя - только клубы (даже самые... Читать далее
Анонимный ответ13 дек 2020
Рок музыка потеряла популярность, потому что она слишком информативна. Особенно, если язык, на котором исполняется песня, нам понятен. Мы очень заняты, у нас в голове тонны информации, если фоном будет еще играть музыкальная... Читать далее

Наблюдение очень хорошее. Но вывод слишком масштабный. Не все факторы учтены.

Рок музыка это протест против устоев жизни,а так как современный мир распущен до предела,то мне кажется,что рок музыка постепенно уйдет в прошлое,сейчас уже можно это наблюдать,если послушать такие группы как 30 seconds to mars... Читать далее