Безусловно, будет. В классических учебниках по музыкальной литературе и истории музыки принято делить музыку на "профессиональную" и "традиционную". Не сказать, чтобы это разделение было очень жестким и очень устойчивым, однако из употребления оно так и не вышло. Границы размылись, но термин до сих пор способен сильно сократить текст, поэтому, несмотря ни на что, все еще в ходу.
Под "профессиональной"в этих учебниках и прочих музыковедческих работах, понимается академическая музыка.
Под "традиционной" - вся остальная. И конечно, для периода примерно с Х по начало ХХ века такая градация полностью оправдана.
Взаимодействие этих двух пластов музыки всегда было очень не простым.
Но одно принципиальное различие сохранилось и по сию пору. "Профессиональная" музыка всегда пишется композитором. Он не просто дает идею, но полностью ее оформляет. Если даже, как в случае с Гершвиным, он не делает аранжировку сам, он полностью контролирует аранжировщика и добивается того, чтобы его замысел был реализован как можно более точно.
Соответственно, возникло довольно четкое разделение труда (грубо, один сочиняет, другой исполняет) и целая школа, главной задачей которой была подготовка музыкантов, способных воплотить потенциально любой авторский замысел.
Что, в свою очередь, углубило разделение труда. Мультиинструменталисты встречаются в академической среде гораздо реже, чем в традиционной музыке.
"Традиционная" музыка всегда создается коллективно. Нередко, создание такой музыки значительно разнесено по времени. Четкого разделения труда нет.
Плюс к тому корни "профессиональной" музыки, восходят, в основном, к религии (сопровождение религиозных обрядов), и, в несколько меньшей степени, но тоже в значительной, к администрированию (военная музыка, сопровождение разного рода торжеств, удовлетворение эстетических потребностей правящих классов).
В несколько меньшей степени отнюдь не потому, что этот фактор менее значим, чем религиозный. Как минимум, равнозначен. Но хронологически необходимость музыкального сопровождения административной деятельности возникла, видимо, позже. И уж точно значительно позже набрала такой же вес, как необходимость обслуживать культ.
Так что этот фактор столь же значим, но корнем является в несколько меньшей степени, поскольку "вырос" намного позже.
С традиционной музыкой картина совершенно иная. Самый древний корень - фольклор. И не всякий, а бытовые песни, помогающие жить. К примеру, скрашивающие долгую дорогу или иной однообразный и длительный процесс. Формула "что вижу, то пою".
Наибольшее развитие фольклор получил с развитием оседлого сельского хозяйства. Подавляющее большинство народных песен - суть крестьянский фольклор.
Городской песенный фольклор выжил, в основном, в форме романса. Остальные его формы широкой публике практически неизвестны и мало популяризируются.
Произошло это потому, что времени на развитие у городского песенного фольклора было радикально меньше, чем у деревенского.
Создание народной песни - процесс, который может занимать сотни, и даже тысячи лет. Один исполнитель придумал мотив, другой что-то в нем поправил, спустя день, поколение или сотню лет, третий внес изменение в текст, четвертый побывал в дальних странах и привез оттуда новую традицию пения, а то и новый музыкальный инструмент. Или пришел некий путник, спел - сыграл свои песни, местным понравилось, что смогли переняли, естественно, переиначив. Именно так, по легенде, проникла из Ближнего Востока лютня, которая затем трансформировалась в классическую испанскую гитару, а та, в свою очередь, в современную электрическую.
Над совершенствованием только этого семейства музыкальных инструментов поработало немалое число людей, среди которых были выходцы из Северной Африки, почти всех стран Европы, Латинской Америки, Северной Америки, и, уже в 19-20 веках, потомки выходцев из Африки Центральной и Южной. Заняло все это несколько сотен лет.
Что уж говорить о создании песен.
Начиная с 16 го века начался постепенный процесс угасания крестьянской культуры, который радикально ускорился в 20 веке.
Вместе с угасанием традиционной деревни, стал постепенно угасать и деревенский фольклор.
Однако потребность народов в своих, народных, песнях никуда не делась. Методы, в общем и целом, тоже сохранились. Коллективное творчество в рамках традиции.
Традиция же, в свою очередь, обусловлена многими причинами, в числе которых, характер деятельности носителей этой традиции, географические и климатические условия, восприимчивость к чужим культурам, и т.д.
Все эти факторы влияют как на эстетику той или иной традиции, так и на ее идеологию.
Скажем, рэп имеет корни как в музыке регги, так и в джазе. Из регги взята речитативность и актуальность (причем актуальность не в карибском, а чисто африканском понимании этого слова), из раннего джаза - криминальное содержание текста, угол зрения автора.
Рок можно связать с трудовыми или как они еще называются работными песнями тех категорий крестьян, которые трудились в крайне жестких условиях, и обращали внимание на разные социальные аспекты значительно чаще, чем работающие в поле крестьянки.
Естественно, все эти нити не обязательно прямые. Но преемственность, тем не менее, есть.
Крестьяне, покидая деревни, не испарялись. Они пополняли ряды совершенно новых групп населения (рабочих, ремесленников, мелких и средних чиновников, и т.д.), у каждой из которых постепенно формировались собственные, характерные именно для данной группы, взгляды, вкусы, потребности, уклад жизни.
Пик урбанизации пришелся на середину двадцатого века, и до сих пор не закончился. Причем с этого периода урбанизация направлена в обе стороны.
В девятнадцатом, начале двадцатого веков, был просто отток крестьян в город. Деревенская жизнь менялась очень незначительно и неохотно.
К середине двадцатого уже город пришел в деревню. Начался процесс необратимой утраты традиционной сельской культуры. Этот процесс все еще не завершился, но чем он кончится, совершенно ясно.
Напрямую деревенский фольклор в городе не прижился, несмотря на все свое совершенство. Но технология создания народной музыки сохранилась в значительной степени. Процесс стал в разы быстрее, появились элементы, позаимствованные из "профессиональной" музыки, как чисто технические (за счет доступности классического музыкального образования), так и административные. К примеру, авторское право. Которое, в свою очередь, значительно осложняет шлифовку отдельного произведения многими авторами в течение поколений, как в деревенском фольклоре.
В общем, свято место пусто не бывает. Деревенская народная музыка постепенно заменилась теми жанрами, которые люди слушают по радио или в инете.
Просто потому, что народы никуда не делись, потребность в собственной музыке у них тоже никуда не делась, но при этом была утрачена традиционная база для ее создания, а сами народы стали все больше дробиться на разные профессиональные группы.
Таким образом, все направления так называемой популярной музыки - прямое продолжение фольклора. В основном, деревенского, но и других его видов тоже.
И с этой точки зрения любой жанр популярной музыки будет существовать до тех пор, пока существуют обстоятельства, этот жанр порождающие.
Один мой знакомый, профессиональный физик, а по совместительству, скрипач и гитарист, уехал жить в Гетеборг. Соответственно, и работать в тамошнем университете.
Помимо работы в московском институте, пришлось ему расстаться и с командой, в которой он играл.
Но через некоторое время занятий одной только наукой показалась ему недостаточно, и он отправился на ближайшую репбазу, чтобы влиться в какой-нибудь местный коллектив.
Московская команда, в которой он играл, исполняла весьма затейливый прогрессив-рок. Он был уверен, что уж в Швеции-то, он определенно легко найдет коллектив, работающий в этом же направлении.
Не тут-то было. Все его поиски неизменно заканчивались одним и тем же: парни на репбазах ему объясняли, что мол, мы тут ребята суровые, грузовики собираем, а потому играем только металл.
Пришлось ему играть Баха на скрипке для своего научного руководителя.
Так что, если вкратце, пока живы бурлаки, и металл будет жив. Пока небольшие российские города существуют так, как они существуют сейчас, будет жив русский рок, пока Ростов - папа не утратил своего криминального статуса, не переведутся кадры для русского рэпа, ну, и так далее.
Причем, это речь только о полновесном существовании жанра. А уж эстетика вообще вряд ли исчезнет сколько-нибудь скоро. Все тот же деревенский фольклор, реальных носителей (не специалистов по фольклору, а живых создателей и продолжателей) которого во многих регионах планеты вообще не осталось, периодически проявляет себя. То в вокальной манере, причем иной раз ну совсем неожиданно (к примеру вокалистка "scillet"), то в приеме аранжировки, то в штрихах, то в самой идее песни, то в целом направлении, причем весьма живучем.
Так что эстетика рока гарантированно переживет даже сам жанр. Как и почти любая эстетика.
Мне даже будет обидно, если реп вытеснить рок.
Если человечество в культурном плане окончательно не отупеет, то конечно есть будущее. Сейчас в России плачевное состояние с ней, но страны например Латинской Америки надеюсь не подкачают.
Скорее всего по моему мнению нет , сейчас уже это не в тренде !!!В вк например только Цой только остался , остальное всё басистые песни )Не за что !
Наблюдение очень хорошее. Но вывод слишком масштабный. Не все факторы учтены.