Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как вы поняли концовку романа «Мастер и Маргарита»? Почему Иешуа дал им покой, а не возможность быть вместе? Это наказание или жалость?

Литература
Анонимный вопрос
  ·   · 301,7 K
Род деятельности - Программирование, аналитика...  · 22 мар 2020

Приговор "Они не заслужили света, они заслужили покой" в романе произносит недалекий и глуповатый Левий. Напротив, Иешуа просит Воланда не наказать или одарить мастера покоем, а именно «наградить», поскольку "покой" душе мастера ближе, чем пресловутый "свет" .

Анализируя пикировку Воланда с Левием, следует подчеркнуть, что это одно из наиболее насыщенных философских мест романа, приоткрывающее окно во внутренний мир Воланда. Сам вопрос взаимоотношений Воланда с ведомством "света" представляет особый интерес. В сравнении с Иешуа Воланд выразитель изначально приданного миру понятия справедливости. Иешуа же несет в мир новое понятие, — милосердие, скептически воспринимаемое Воландом, но, тем не менее, прорастающее даже в нем неравнодушием к судьбе мастера и Маргариты и потрясением силой земной любви Маргариты к мастеру.

Воланд подчеркнуто уважителен к Иешуа, но откровенно выражает презрение к непроходимой глупости его недалекого ученика, неспособного понять глубинный смысл фанатично исповедуемого им учения. Язвительная реплика Воланда — «незваный, но предвиденный гость»[1] — показывает, что он и сам уже решил судьбу мастера и Маргариты и ждал только предвиденной им формальной просьбы Иешуа.

Воланд явно раздражен Левием, но неожиданно задает ему затягивающий неприятную беседу вопрос: «А что же вы не берете его к себе, в свет?» И Левий печально отвечает: «Он не заслужил света, он заслужил покой»[2].

Перефразируя известную эпиграмму Пушкина о Гнедиче, можно сказать: «Глуп Левий, глуп и его ответ»! Словами Левия Булгаков подчеркивает, что не Иешуа, а именно недалекий Левий, считает, что мастер не заслужил "свет". Иешуа же понимает, что "свет" не для мастера, — это удел людей подобных Левию или любимцу диаконаКураева Никанору Босому. Можно ли представить себе рядом с ними творческие натуры вроде Леонардо, Микеланджело и того же мастера? — Нет! Для них должен быть другой выход. Его-то Булгаков и показывает в романе. При этом свою награду мастер получает одновременно и от Иешуа и от Воланда, так как оба они, независимо друг от друга, исходя из разных оснований, — милосердия и справедливости, — пришли к мысли, что мастер заслужил награду именно покоем.

В романе Булгаков расстается со своими героями на пороге открывшегося перед ними пути в "покой". Хотя образ последнего намечен писателем всего лишь несколькими штрихами, в сравнении с абстрактным религиозным "светом", он выглядит убедительно и зримо. "Покой" — это место, где земная жизнь мастера продолжится в привычном «физическом облике и даже рядом с любимой женщиной»[3]. Напротив, вызывающе агрессивный облик явившегося к Воланду из "света" Левия подчеркивает, что и в "свете" его душу терзают все те же земные проблемы. Вопреки учению Иешуа о том, что «злых людей нет на свете», его ближайший ученик и последователь рвется разобраться с конкурентами и окончательно покончить со «злом и тенями». Это же "доброе" желание Левий испытывал и в земной жизни, говоря Пилату, что с его стороны будет такая борьба добра со злом, «что крови еще будет»[4]. Качество перехода от земной жизни к вечной в романе описано предельно ясно, — «мастер поднялся, огляделся взором живым и светлым и спросил: — Что же означает это новое?»[5]

Преображенное воскрешением тело мастера живое и в нем по-прежнему течет кровь. Если бы мастер был лишенным плоти призраком, то, навещая Ивана в больнице, он бы не отодвигал балконную решетку, а просто просочился бы сквозь нее, как это делают призраки. В покое мастер и Маргарита сохраняют все свои земные чувства, в то время как в "свете" их отшибает напрочь.

Финал романа оставляет светлое ощущение. Мир отверг мастера, но мастер получил заслуженный им надмирный покой, олицетворяемый его верной спутницей и хранительницей его жизни Маргаритой. В этом отличие романа Булгакова и фаустианы ХХ века от традиции прошлых веков с ее Deus ex machina, где «спасающее и все изменяющее вторжение Божьего промысла», рисует «счастливый финал» в виде сусальных бесполых картинок христианского рая, как высшего уровня и «символа скудных эсхатологических надежд» единственно доступных христианской интеллигенции прошлых веков.

______

[1] Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Избр. произв.: В 2 т. Т. 2. — К.: Дніпро, 1989 , с. 686.

[2] Там же, с. 687.

[3] Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. — 2-е изд., доп. — М.: Книга, 1988, с. 646.

[4] Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Избр. произв.: В 2 т. Т. 2. — К.: Дніпро, 1989, с. 656.

[5] Там же, с. 697.

1 эксперт согласен
Автор учебника и книг по литературоведению...  · 14 февр 2021
Философский роман Михаила Булгакова, который писатель считал главной книгой своей жизни, намеренно создавался им в контексте эстетики модернизма рубежа XIX - XX веков и не является в полной мере реалистическим произведением. Худ... Читать далее

...это не наказание и не жалость... а скорее всего...благословение...

Филолог, литературовед, преподаватель языков, поли...  · 23 дек 2021
Как это "невозможность быть вместе?" Вы имеете ввиду - на Земле? Вы же должны понимать, что сразу после отъезда Воланда Могарыч и Латунский вернулист бы... Поэтому их и поместили в Лимб. Рая они не заслужили, потому что Мастер... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
Экий вы какой радикальный-всех расшвыряли по углам..Надеюсь,хоть в жизни вы не такой
Преподаватель математики  · 16 июн 2021
Это справедливость. Возможность быть вместе им всё же дана, но будет ли она, как кажется Маргарите, источником радости? Ведь Паоло и Франческа в дантовском аду тоже всегда вместе, что не отменяет их страданий. Видимо, с точки... Читать далее
1 эксперт согласен
мастер проявляет трусость,именно поэтому получает покой без света,другими словами могилу.Булгаков создаёт образ... Читать дальше
Историк. Репетитор. Люблю почитать чего-нибудь нет...  · 13 мая 2021

Мастеру и Маргарите таки дана долгожданная и выстраданная возможность быть вместе. А покой довеском. Счастья им! И пусть каждый воссоединиться со своей второй половинкой!

Люблю читать книги, и все, кто меня знают...  · 16 окт 2021
Кто сказал, что в покое они не вместе. Я думаю, это есть истинная божественная милость для героев. Они прошли все испытания и на земле для них нет места, они вознеслись, подобно тому как в некоторых книгах высшие силы забирают... Читать далее
Первый
Занимательные факты истории. Учитель истории.   · 16 сент 2021
Какие все тут умные! Пойду перечитаю роман! Однако ж он написан не простым языком и ответить односложно было бы кощунственно! А может это награда!?
Это снисходительность.
Он подарил им покой и вечность... что может быть ценнее этого подарка ? Для тех кто натерпелся, кто узнал что такое несправедливость, для тех кто ждал, это единственное что необходимо,- покой и вечность с тем, с кем хочешь быть... Читать далее
РОК,путешествия, стройка  · 10 сент 2021
"Сво-бо-ден"- так заканчивает Мастер свой роман, освобождая Понтия Пилата, всадника "золотое копьё" от терзаний за казнь невиновного Иешуа. Воланд же дарует Мастеру спокойствие, то, чего Мастер жаждал больше всего. Маргарита... Читать далее
Литература кино психология, писатель  · 18 сент 2021
Булгаков сам при жизни говорил, что Рая не достоин. Что в его жизни был грех. Он не спас от петлюровцев одного человека. Вполне здоровая самокритика.
В этом романе Булгаков вообще «срывает маски» и расставляет свои точки над i во многих аспектах: приземленно (не... Читать дальше