Им не приходится этого делать, поскольку люди, которым что-то показалось, не склонны выстраиваться в очередь перед психиатрической клиникой. Да и дело, вообще, не в галлюцинациях. В конце концов, нет никакого способа узнать, что у того или иного человека происходит в голове. Как правило, родные сперва обращают внимание на странное поведение члена своей семьи, а потом уже узнают (с его слов), что он слышит какой-то голос или несколько голосов. Странное поведение – это, к примеру, подъедание еды за соседскими кошками, регулярные испражнения на пол, убийство домашних животных, сексуальная раскрепощенность в отношении родственников и т.п. Это, конечно, крайние варианты, но, в любом случае, больной как-нибудь себя проявит – иначе это, возможно, и не считалось бы болезнью. Вряд ли психиатр способен диагностировать заболевание, раньше, чем члены семьи заподозрят неладное (лучше, чем они, больного ведь никто не знает – если, конечно, семья, более-менее, дружная). Бывает, что врачи вначале ставят неверный диагноз: к примеру, все думали, что девочка просто ходит во сне (вернее, в помраченном сознании), а, на самом деле, эта девочка подчиняется голосу бога у себя в голове. Больные иногда склонны скрывать свое состояние. Иногда больной может подчиняться голосу, иногда – пытаться с ним бороться. Иногда голоса, вообще, ничего не приказывают, а просто комментируют его действия, как правило, с издевкой, иногда им могут возражать голоса, которые оправдывают и хвалят больного. В таком случае это всё будет отвлекать человека от дел, не давать ему спать, есть, он будет рассеян и напуган. Иногда, вообще, нет голосов – больной просто чувствует, что его мыслями (эмоциями, движениями) управляют.
Когда в голове появляется голос, больной задается вполне резонным вопросом – откуда этот голос там взялся. Дальше начинаются бредовые трактовки – это, к примеру, физики из ближайшего института (инопланетяне/сосед по коммуналке/масоны) проводят над ним опыты. Цель, разумеется, как-то ему навредить. Потихоньку могут развиваться идеи преследования.
В общем, в большой психиатрии, скорее, намного важнее поведение человека, чем содержание его головы (хотя и это, конечно, тоже очень важно).
Теперь по поводу воображения. Бывает, что и оно становится ненормальным. Недавно прочитал такой пример: ребенок вообразил себя лающим котенком, начал ходить на четвереньках и гавкать. Все это продолжалось довольно долго, при чем, происходило и в компании друзей, и во время обучения. Перестал он это делать только после соответствующего лечения.
Иногда, вообще, не требуется ни галлюцинаций, ни бреда, ни паралогики. В состоянии мании (противоположность депрессии) патологически повышается настроение и этого одного хватает, чтобы человек начал себя вести крайне неадекватно: массовые половые контакты, решение поехать в кругосветное путешествие на все семейные накопления или, напротив, вовсе без денег, может, к примеру, подарить свою машину первому встречному, танцевать голым на столе своего начальника и т.п. Когда больной возвращается в свое обычное состояние, он понимает, что натворил и на него накатывает тяжелое раскаяние, вплоть до депрессии и мыслей о суициде.