В моём личном рейтинге факторов, влияющих на эффективность изучения иностранного языка, тип личности стоит на последнем месте. Первые три места занимают:
- Методика преподавания.
- Количество занятий.
- Регулярность занятий.
Методика преподавания должна предлагать студентам возможность практиковать и те навыки, к которым они имеют предрасположенность, и те, которые им в силу разных причин, даются тяжелее.
Как же связан язык как инструмент коммуникации и типы личности?
Каждый человек выбирает для себя наиболее комфортный способ общения, который максимально подходит для его типа личности. Например, интроверты предпочитают получать информацию, а экстраверты предпочитают делиться ею. При изучении иностранного языка действует то же самое правило.
Таким образом, интровертам легче даются пассивные навыки – чтение, аудирование. Но им сложнее выражать себя устно, особенно когда ситуация требует общения с незнакомыми людьми. Экстраверты комфортно себя чувствуют, развивая разговорные навыки, общаясь на иностранном языке с преподавателем и одногруппниками. Но, повторюсь, деление людей на интровертов и экстравертов сильно условное и уже устаревшее.
Кроме того, отдельно существует концепция стилей обучения, которая предполагает деление учащихся на
визуалов, вербалов, аудиалов и кинестетиков. Но это очень условная и до конца научно необоснованная теория. Тем не менее если хотите проверить, к какому типу восприятия вы относитесь, можно пройти
этот тест. Но, скорее всего, результат вам покажет «смешанный тип».
- Визуалы легко воспринимают информацию, оформленную в виде картинок, таблиц, а вербалы – через чтение и письмо.
- Аудиалам проще запоминать и обрабатывать информацию на слух – слушать подкасты, аудиокниги, они легко запоминают информацию, полученную на уроке от преподавателя и одногруппников.
- Кинестетикам нужно все записывать (они иногда даже представляют, что пишут слово, чтобы вспомнить как оно пишется). Им важно физически соприкасаться с изучаемым языком, и им может быть тяжело заниматься без бумажного учебника.
Конечно, чистых типов не бывает. Каждый человек совмещает в себе разные типы, которые могут меняться с возрастом и в зависимости от жизненных обстоятельств. Кроме того, человек не воспринимает информацию всеми органами чувств. Хотя иногда может сосредоточиться на чём-то одном, например, закрыть глаза и слушать лекцию, чтобы сконцентрироваться на каждом слове. Но даже если вы воспринимаете информацию лучше через какой-то один канал, не стоит отказываться от других, так как это будет противоречить ситуациям реальной жизни. Именно по этой причине, преподаватель должен подбирать материалы максимально разнообразные и использовать разные техники и подходы.