Исторически в России к гомосексуализму относились более терпимее, чем это было в Западной Европе. Уголовное право не затрагивало этот вопрос до конца XVIII века. Русская православная церковь рассматривала и однополые, и разнополые сексуальные контакты всегда серьёзным грехом, другая форма «блуда», но наказание за это было значительно мягче, чем на Западе.
Древняя Русь и Московское княжество.
Становление отношения к гомосексуальным связям в это время формировалось под влиянием православного христианства. Светские законы не касались вопроса гомосексуализма на Руси очень долгое время. Ни в «Русская Правда» Ярослава Мудрого, ни «Соборное уложение» Алексея Михайловича не упоминают однополые связи. Отвечала за личную жизнь Церковь, но как и любое христианское течение того времени, православие рассматривала любой сексуальный контакте серьёзным грехом.
Впервые темы секса затрагиваются в русском церковном праве – Кормчие книги XII—XIII веков, наказание за «содомию» было разным, начиная от молитвенным стоянием, постом, отбиванием поклонов и заканчивая отлучением от причастия. Степень наказания различалась в зависимости от тяжести совершенного действия, от поцелуев до коинтусом (карался равносильно с супружеской изменой) – всё это православная церковь считала грехом, неважно делаешь ли ты это с мужчиной или женщиной. В это время католическое каноническое право преследовало гомосексуалов заметно жёстче, подвергая их смертной казни, в России до этого не доходило.
В «Стоглаве» 1551 года была 33-я глава «О содомском грехе» (здесь понимался любой «противоестественный» секс, а не обязательно однополый). За нарушение она указывала покаяние и исправление, в противном случае, «отлучение от святынь», запрет ходить в церковь и принесение пожертвований. Кстати, за пьянство в этом кодексе карали суровее. В «Домострое» про «содомию» упоминалось посредственно и вскользь. Единственное место, где Церковь пыталась бороться с однополыми контактами являлись монастыри.
Петровская эпоха.
Впервые антигомосексуальные законы были введены Петром I в 1706 году, который в ходе европеизации взял немецкое право за образец и полностью скопировал его для России. Однако, устав этот был военный и не распространялся на гражданское население. Что характерно, Пётр брал за образец северную часть Западной Европы, протестантскую Англию, частично Германию и Голландию. Именно от этих европейских традиций отталкивался реформатор. Это мы можем видеть не только в абсолютном перенимании права, но и подчинении Церкви государству, что не было характерно для католической Европы, где Папский престол выступал как обособленный общественно-политический институт.
В 1706 году был издан «Краткий артикул» князя А. Д. Меншикова. Этот документ составил барон фон Гюйссен на основе немецкого (саксонского) военного кодекса, изначально артикул был только на немецком языке и предназначался для иностранцев, которые служили в российской армии. Позже закон был переведён и на русский, распространившись на все вооружённые силы Российской Империи.
«Краткий артикул» впервые в истории России ввёл в светское законодательство наказание за гомосексуальность, скопировав его с германского образца — за «ненатуральное прелюбодеяние» «муж с мужем» предусматривалась смертная казнь через сожжение. Историки отмечают, что такого рода жестокость наказания была нехарактерна для России и иллюстрирует его европейское происхождение. На практике этот закон не был применён ни единого раза.
Позже появился «Воинский устава» Петра I, вступивший в силу в 1716 году. Из «Краткого артикула» наказание за гомосексуальность перешло в новый закон. Однако степень наказания была значительно снижена: за добровольный однополый контакт полагалось телесное наказание, а в случае насилия — смертная казнь или вечная ссылка на галеры. В 1720 году был принят «Морской устав», который предусматривал аналогичное наказание за гомосексуальность.
Все уставы касались только военных, не затрагивая гражданское населения. Пётр I копировал иностранные законы без адаптации их на отечественную почву, тем правилом он пытался достичь уровня прогрессивной Европы. Но исторически сложилось, что по сравнению с остальной Европой, за гомосексуальность в России не имела под собой морально-нравственные и религиозные обоснования. В армии это рассматривалось, как нарушение дисциплины, которая в свою очередь угрожала устойчивой военной иерархии. Пётр делал это из-за соображений - «у них есть, значит и нам надо».
Элите общества постепенно прививались морально-нравственные традиции, сформированные под влиянием Католической церкви. Уже в последующих законах предполагались статьи за гомосексуализм. В «Проекте уголовного уложения 1754—1766 годов», который начала разрабатываться при Елизавете I, предполагалась статья «О содомском грехе» (ст. 2 и 3, глава 47). Само описание правонарушения не было так конкретизировано, чем в «Воинском уставе» Петра. Уже в варианте, представленный Александру I содержалось ещё более обобщённо определение — «противоестественное студодеяние». Кроме уголовного наказания, виновный нёс «публичное церковное покаяние». Привлечение Церкви к осуждению преступлений в половой сфере отражало новые, морально-нравственные обоснования для преследования гомосексуалов.
При Екатерине II в Воинском уставе степень наказания для «нравственных преступников» смягчается, телесные наказания были отменены. Сперва это декларируется в «Наказе» 1767 года, а затем оформляется в 1785 году в «Жалованной грамоте дворянству» и «Жалованной грамоте городам».
Николаевская эпоха.
При Николая I в России значительно усиливается консервативное влияние германского толка, как ответа на революционные события (восстание декабристов, волнения во Франции и Польше), появление «Священного союза», где три абсолютистские монархии (две из которых – немецкие) – Австрия, Пруссия и Россия провозглашают идеи поддержания мира, основанные на клерикально-монархической идеологии и подавлению революционных настроений в Европе. Прусско-австрийская модель развития представлялась для Николая I альтернативой французскому влиянию, связанной с революцией. Триада Уварова «Православие. Самодержавие. Народность» против французской «Свобода, равенство, братство» тоже оттуда.
Долгое время, вплоть до начала XIX В России действовало Соборное уложение 1649 года. Оно никоим образом не затрагивало вопросы преследования гомосексуальности для гражданского населения, оставаясь для народа проблемой, в первую очередь, нравственной, а не юридической. Но при Николае I в истории российского гражданского права прошли большие изменения. Была проведена законодательная реформа, где в 1832 году опубликован «Свод законов Российской Империи», вступивший в силу 1 января 1835 года. Преобразования носили консервативных характер, усиливавший монархию и роль религии в государстве. В Европе к тому времени сложилось два течения по отношению к гомосексуальности: жёсткая «германская» программа (Пруссия, Австрия, Венгрия и тд.) и либеральная «романская» (Франция, Бельгия, Люксембург, Испания, Италия и Нидерланды), в последней не предусматривалось преследование гомосексуальности. Новый закон, как и при Петре, последовал примеру немецкой правовой системы, впервые криминализовавший однополые отношения для всей России. Этот закон просуществовал вплоть до падения монархии и Октябрьской Революции в 1917. В начале XX века была проведена статистика, где был зафиксирован значительный рост преследования гомосексуалов: всего 911 обвинений, осуждено - 504 человека. При этом отмечалась тенденция к увеличению числа приговоров: в 1905 — 10, 1906 — 7, 1907 — 25, 1908 — 30, 1909 — 69, 1910 — 68, 1911 — 73, 1912 — 96, 1913 — 126. Только 8 человек были осуждены в Петербурге и Москве. С 1911 года более половины приговоров приходилось на регион Кавказа.
Позже развернулась целая дискуссия по её отмене. Так один из выдающихся юристов Российской Империи и сооснователь Конституционно-демократической партии Владимир Дмитриевич Набоков активно выступал за декриминализацию гомосексуальности. Он считал преследование гомосексуалов необоснованным, в том числе, по причине научных доказательств врождённости гомосексуализма. Набоков в некоторой степени сгладил преследование за гомосексуализм, но окончательно добиться её отмены не смог. Был изменен срок заключения в Уголовном уложении 1903 года: «Виновный в мужеложстве наказывается: заключением в тюрьму на срок не ниже трех месяцев... Покушение наказуемо». До этого наказание было суровее, срок заключения варьировался от 3-х до 8-ми лет тюрьмы.
Прогрессивный РСФСР.
После Октябрьской Революции власть в стране взяли большевики и левые эсеры. Взгляд на гомосексуальность формировался под воздействием отказа религиозной морали в правовых вопросах, а также рост на рациональное познавание мира. На гомосексуализм стали смотреть через призму медицинских показаний. Активно развивавшиеся в это время психиатрия и эндокринология собрали много материалов, указывающих на биологические, а не социальные причины однополого влечения. Кроме того, ряд левых политиков провозгласили равноправие полов и сексуальную революцию (в России она де-юре и де-факто прошла на 50 лет раньше, чем это произошло на Западе). Всё это привело к отказу от уголовного преследования гомосексуалов.
В 1918 году эсеры нарком юстиции И. З. Штейнберг и его заместитель А. А. Шрейдер представили проект нового Уголовного уложения, практически полностью скопированного «Уголовное уложение 1903 года», но была исключена статья за преследование добровольных гомосексуальных связей. В пояснительной записке была обозначена принципиальная позиция авторов по расширению прав личности. Но в этом же году левые эсеры вышли из правительства, и их проект не был реализован.
В 1920 году при министре Д. И. Курском был принят проект уголовного кодекса, в котором преследование гомосексуализма также не было предусмотрено. В своей работе автор кодекса Козловский опирался на «Уголовное уложение 1903 года» и кодекс Французской революции (в ней была декриминализована гомосексуальность). Этот проект и идеи, значительно изменённые другими юристами, легли в основу «УК РСФСР 1922 года», а затем и «УК РСФСР 1926 года». Таким образом, однополые отношения в Советской России были официально декриминализованы. Впервые в истории на пространстве всего Западного Мира. В это время страны Западной Европы (в их числе Великобритания и Германия) сохраняли уголовное преследование геев.
В 1920-е годы представители Наркомата активно контактировали с немецкими коллегами, в частности с Институтом сексуальных наук М. Хиршфельда, и заявляли, что отмена уголовного преследования гомосексуалов в советской России была обдуманной мерой. С аналогичных позиций в 1925 году выступал профессор П. И. Люблинский.
Сталинская эпоха и последующее время вплоть до распада СССР.
В декабре 1932 года, на фоне экономической и социальной нестабильности, руководство СССР сталинского крыла решило провести «чистку партийных рядов». Чистка сопровождалась тщательным изучением личных дел членов, поиск «козлов отпущения». Согласно некоторым источникам, ленинский министр Г. В. Чичерин был гомосексуалом. В период его руководства (1918—1930) на дипломатическую работу в наркомат поступило много доверенных лиц, некоторые из которых также были гомосексуалами. Это также могло повлиять на отношение к гомосексуализму со стороны советской власти.
В августе-сентябре 1933 года ОГПУ арестовало в Ленинграде и Москве несколько сотен гомосексуалов. 15 сентября заместитель председателя ОГПУ Г. Г. Ягода направил Сталину докладную записку, в которой указывал о раскрытии «объединения педерастов», которые, якобы, занимались: «Созданием сети салонов, очагов, притонов, групп и других организованных формирований педерастов, с дальнейшим превращением этих объединений в прямые шпионские ячейки… актив педерастов, используя кастовую замкнутость педерастических кругов в непосредственно контрреволюционных целях, политически разлагал разные общественные слои юношества, в частности рабочую молодёжь, а также пытался проникнуть в армию и на флот». На эту записку Сталин наложил резолюцию: «Т. Кагановичу. Надо примерно наказать мерзавцев, а в законодательство ввести соответствующее руководящее постановление». При этом в ходе дискуссии в политбюро ЦК ВКП(б) М. И. Калинин высказался «против издания закона, а за осуждение во внесудебном порядке по линии ОГПУ». 16 декабря Политбюро утвердило проект Ягоды. 17 декабря Президиум ЦИК СССР принял постановление. В советское уголовное право была возращена статья за гомосексуализм. Вплоть до падения СССР она оставалась практически неизменно, периодически немного поддавалась корректировки. В 80-е очень многие авторитетные личности выступали за отмену статьи, но советское руководство на это никаким образом не отвечало.
Декриминализация.
После падения СССР и образование демократической Российской Федерации произошёл пересмотр статьи. Отмена уголовного преследования произошла без широкой огласки. В ходе реформ начала 1990-х годов при подготовке новой Конституции Российской Федерации и вступления страны в Совет Европы указом президента РФ Б. Н. Ельцина от 27 мая 1993 года добровольные однополые отношения были декриминализованы.
Третий срок Путина.
В 2006 году на фоне активизации российского ЛГБТ-движения и бурного обсуждения темы гомосексуальности в СМИ в гомофобном толке, идея о запрете «пропаганды гомосексуализма» стала популярной среди консерваторов. В том же году впервые в России в Рязанской области был принят закон о запрете «пропаганды гомосексуализма» среди несовершеннолетних.
После протестного пика 2011-2012 российские власти принялись переходить на консервативную политику. Консерватизм фактически стал государственной идеологией. Появилось противопоставлением «традиционных русских ценностей» «западным ценностям». В 2013 принят на федеральном уровне закона о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений», ограничивающий ЛГБТ-движения в праве на свободу собраний. Позже в 2014 году был принят закон, запрещающий усыновление детей в страны, где признаются однополые браки. Это решение вызвало негативные оценки со стороны Западного сообщества.
В заключении скажу, если Вы увидите/услышите/прочитаете от какого-нибудь журналиста или политика тезис о том, что «России чужды западные ценности и толерантность» – знайте, Вас вводят в заблуждение. Западные ценности русским куда более ближе, чем американцам, немцам, англичанам и другим западноевропейским народам. А вся искусственно навязываемая гомофобия сверху – чуждая русскому человека ценность.
Пропагандируешь?)))
Не хочешь быть варваром, будь ...Вот он, путь к просветлению, а мы и не знали
Про Россию не знаю, но знаю точно, что их ненавидели, брезговали и презирали. Сейчас , у кого есть деньги (в Москве их пруд пруди и это к апокалипсису ), те и занимаются этой хернёй. Пусть шпилятся , не моя задница трещит.
петр 1 и меншиков были очень близкими друзьями)))да и в кремле сейчас много порядочных людей из питерской команды императора всея руси,ребята живите дружно