Я с 3-х лет до 14 занималась в музыкальной школе по классу фортепиано. К сожалению, дальнейшая моя судьба с музыкой напрямую не связалана, однако "музыкалка" - важный этап моей жизни.
С самых ранних классов система урока была поставлена так:
Мы учили с преподавателем нормальное произведение (как правило, с рук), а потом мне на дом давали ноты: мол, коли забудешь - вот, держи, посмотри. И такая система действительно работала: основу - ноты и длительности - ребенку преподаватель дает в первую очередь. Такие произведения готовились на серьезные экзамены в конце каждого полугодия.
А оставшиеся минут 15 урока мы играли с листа, и в конце четверти сдавали эту дисциплину. По сути, к ней даже особенно готовиться и не надо: так, иногда разминать руки. То, что ты играешь на инструменте, уже подразумевается, что ты знаешь ноты и сможешь проиграть то, что написано (а остальное - дело техники, которая нарабатывается, опять-таки, уроками). Так продолжалось класса до второго.
А потом все пошло само собой, потому что потом ты просто не обходишься без этого "чтения с листа": хор, сольфеджио, ф-но, аккомпанимент - все на этом держится. Единственное, о чем я немного жалею - мне сейчас не хватает терпения самостоятельно разбирать сложные произведения. Но, все же, по-моему, это отнюдь не главное. Музыкальная школа прививает вкус, игра на инструменте развивает оба полушария мозга. Да и просто это отличная альтернатива пустому шатанию по улицам города в поисках какого-то досуга, прекрасные друзья, интересные знакомства.
Совершенно точно когда я училась 15-20 лет назад с листа читать на инструменте не учили. На спец.хоре моем учили петь с листа, просто путем тренировок и зачетов.
Нормативы музыкальных школ можно найти в сети, подход к обучению разный у каждого педагога, кто то с первых уроков учит делать именно это и заостряет свое внимание на читке с листа, кто то уделяет больше времени выучиванию произведений.
Да. Всего восемь было.
Никак.
Это происходит "само", разумеется, после энного количества времени тренировок игры. Глаза привыкают к чёрным пятнам на бумаге, а руки машинально двигаются на нужные клавиши.
Очень просто, как и азбуке. На специальности, на сольфеджио, это основа основ, сам в процессе уже начинаешь бегло читать, как и с обычным чтением.