Противоречие только кажущееся. На первый взгляд, предопределение требует решения всего и за всех, и о какой тогда личной ответственности можно говорить, если все решили за тебя. Но действительно ли предопределение требует решать все за всех?
Возьмем такой пример. Один человек узнал о планах другого. Теперь у этого первого человека появилась возможность предопределить исход планов второго человека. Он может помешать планам, а может ноборот помочь. И главное при этом он нисколько не отнимает волю второго человека. Как часто мы можем интуитивно предсказать что почувствует и как поступит человек? Если уж человек способен в достаточно значительной степени предопределять будущее, то какие сомнения могут быть в отошении Бога?
Не может быть сомнений в том что Всевышний предопределил исход каждого, и при этом не отнимая воли. Аллах открывает правильный путь, но человек выбирает свой исход сам.
В заключении, приведу аят из Корана:
[3:86] Как же Аллах наставит на прямой путь людей, которые стали неверующими после того, как уверовали и засвидетельствовали правдивость Посланника, и после того, как к ним явились ясные знамения? Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей.
В аяте говорится, как еще Господь поведет прямым путем, если Он уже показал правильный путь, и человек ясно увидел этот путь и все равно отвернулся.