Цвет в кино играет такую же важную роль, как мизансцена или звук. Это средство выразительности фильма. Но ваш вопрос прямо в точку! Дело в том, что цвет оказывает достаточно подспудное влияние, если с ним не работать напрямую. Например, понятно, что отдельные кадры в фильмах Виндинга Рефна, Дени Вильнёва или Гаспара Ноэ намерено выделяются по цвету, обращают на себя внимание, в них драматургическое значение цвета выходит наружу, меняет отношение к сцене или герою, а значит и напрямую влияет на восприятие фильма. Но в целом цвет оказывается на удивление незаметной величиной. И так было всегда.
«Неоновый демон», Рефн, 2016
Ещё во время первых десятилетий существования кинематографа, когда активно использовали вирирование и тонирование (окрашивали кадр одним цветом целиком), очень сложно было найти хоть какие-то следы присутствия цвета в фильме, судя по мемуарам и газетным статьям. Но цвет, тем не менее, в фильмах был, только вот оказывался, наподобие звукового аккомпанемента (таперы, которые сопровождали немые показы до появления звука в кино), естественным и потому незаметным придатком к кинодействию. Хотя делали из цвета и шоу. Например, кадры с салютом коротко монтировали раскрашенными в разные цвета.
Синий вираж для изображения ночи в фильме Мурнау «Носферату», 1922
Суть цвета в кино всегда определялась не столько отдельным кадром, сколько определённым сочетанием, сопоставлением цветов в соседних кадрах и фильме целиком. Сергей Эйзенштейн, который оставил глобальное теоретическое наследние о разных средствах выразительности в кино, называл такую работу с цветом системой валёров, то есть цветами, значение которых можно определить лишь при сопоставлении этих цветов и соотнесении их с сюжетом фильма. Ровно так же цвета работают и на живописной картине, но в фильме они разнесены во времени и сюжете. Если бы Мурнау сделал весь свой фильм в синем цвете или чёрно-белым, то не смог бы цветово почеркнуть момент наступления рассвета.
Розовый вираж для изображения рассвета в фильме Мурнау «Носферату», 1922
Когда вы видите отдельные кадры в какой-нибудь книге по кино, где описывается, что красный – цвет власти или невинности, используя отдельные кадры из «Красоты по-американски» или «Космической Одиссеи» Кубрика, не стоит верить автору на слово, необходимо проверить, как ещё красный цвет задействован в фильме. Конечно, в результате, вы скорее всего придёте к схожим выводам, но здесь принципиально важно вопринимать цвет как драматургический элемент, который работает только когда он задействован по ходу фильма.
Есть и совсем простые примеры, которые стали общими местами: когда фильм сложен из двух систем: цветной и черно-белой. Тогда стоит задаваться вопросами об устройстве мира или о временных пластах, ведь цветом часто выделяются либо фантастические события (классический пример – «Волшебник страны Оз»), либо настоящее время (как в «Помни»). Ну и так далее. Тут деление и рассчитано на переключение восприятия в иную условную плоскость, в другой мир или другое время.
«Сталкер», Тарковский, 1979
«Сталкер», Тарковский, 1979
Короче говоря, цвет влияет на воспиятие фильма непосредственно, но зачастую очень сложно словить его в каком-то конкретном кадре, разве что для примера, как те, что я приводила в своём ответе.