Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как сегодня меняется театральное образование?

Образование+2
Irina Pichugina
  ·   · 827
Режиссер, педагог Школы-студии МХАТ  · 10 окт 2016

Актеров всегда учили выстраивать контакт со зрителем, потому что настоящий театр, возвращаясь к русской традиции, это когда мы сели с Вами на кухне, выпили немножечко, закусили огурчиком, национальными всеми вещами и поговорили на темы, которые нам интересны, глядя глаза в глаза. Вот это и есть настоящий театр: когда я говорю и Вам интересно. На самом деле это лежит в структуре правды той жизни, о которой говорит Станиславский. Того формализма, который исследовали в театре, не существует и никогда не существовало. Просто шел поиск новых форм этого диалога. Конечно, научить этому диалогу невозможно, как невозможно и разучить. Тебе или интересно, или неинтересно, это и есть современное актуальное искусство. Этот диалог всегда есть и будет.

В образовании этот диалог между человеком и человеком будет обязательно. Как минимум, есть учитель, который учит, как слушать и видеть, и показывает сам, как нужно слушать и видеть. И в первую очередь образование зависит от учителя, от того, какова его личность.

Современный театр требует новых подходов, потому что он уже выходит за рамки театра в общепринятом смысле. Иногда он становится больше даже визуальным, иногда режиссер превращается просто в аранжировщика. И в этой ситуации актуализируется вопрос о качестве актера, потому что в театральной среде очень важен качественный актер. Сейчас существует такая проблема, что многие немножко увлеклись формой, в то время как нужно развивать внутреннюю, человеческую сторону. Но понятно, что делать это мы не можем так, как раньше, потому что сейчас другое время. Сейчас время, когда информация приходит через другие категории. И здесь мы снова возвращаемся к личности педагога. Педагог сейчас не может только говорить «читайте книжки»: никто не будет читать книжки, потому что и так много информации. Каждый приходит к книге, которая ему нужна.

Я не побоюсь сказать, что ответственность, в первую очередь, лежит на старшем поколении, которое не дает опоры своим ученикам. Иногда можно услышать что-то вроде: «Вот, я еще в 1812 году это делал…» Да всё поменялось! Существует проблема подготовки. Часто люди не хотят знать языки, не хотят читать литературу на других языках, не хотят обращаться к каким-то поискам, хотя бы в области психологии. А это важно, потому что я считаю, что Станиславский построил всю эту систему и что она должна развиваться. Если кто-то говорит о несовременности Станиславского, напомню, что он, например, хорошо был знаком с практиками йоги. Безусловно, Станиславский есть опора в этом во всем. Абсолютно широкий человек.

Еще раз: личность педагога в образовательном процессе очень важна. Личность – это не орать на студента, а прийти, вот таким большим, разнонаправленным, объемным… Затащи его, покажи, что можно по-другому жить, что можно применять какие-то технологии, и покажи, как это делается! Потом ты заставляешь его создавать на основе этих известных вещей рисуночек, такие вот копии картин. Потом ты заставляешь найти новое направление. Потом ты заставляешь убить своего учителя внутри себя для того, чтобы создать нового. Поэтому здесь важно, – если мы хотим, чтобы что-то процветало, – в первую очередь обратиться к взрослому поколению, а не к юному.