Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как ребенку объяснить, что делает маме больно?

ПсихологияВоспитание+1
Сузана В.
  ·   · 2,1 K
Служитель в церкви. Душепопечитель.   · 17 апр 2020

Зависит от возраста.

С рождения до (приблизительно) 3 лет. Интонация решает практически всё. Эмоциональная окраска Вашей реакции будет не только полезна в том, чтобы показать ребенку, что причинение боли Вам неприятно или неприемлемо, но и будет самым эффективным образом обучать ребенка пониманию свои собственных эмоциональных реакций и чувств. Не лишним будет и наказание за неприемлемое поведение, причиняющее значительное страдание. Не избиение, не месть в злобе, не выплескиване ярости, но именно наказание, разумное, адекватное, чувствительное для ребенка, взвешенное и спокойное. Начиная где-то 5-7 месяца можно и нужно добавлять словесное (вербальное) обозначение (название) происходящему: "Ай-Ай! Мне больно!" или "Мне больно! Так нельзя!" или "Стоп! Прекрати! Мне больно!" (Важно выражать посыл в собственной личной форме, а не в третьем лице, типа "Маме больно!" или "Петечка делает плохо!")

После 3 лет до 5-7 лет. Интонация (как и раньше) + краткое оценночное пояснение. Не нравоучение, не тягостное обвинение, доводящее ребенка до иступления и чувства безвыходности. И не разъяснительные нотации о нравственных ценностях и глобальной ответственности каждого ребенка за благосостояние семьи и общества. Но краткое оценочное пояснение. "Ты делаешь мне больно! Прекрати немедленно. Так нельзя делать!" или "Стоп! Это не игра! Ты должен остановиться. Мне было больно! Это крайне неприятно! Очень плохо, когда кто-то делает другому больно." Наказания остаются полезными... но не главными в этом возрасте. Лучше развивать у ребенка образное мышление и личные эмоциональные ассоциации - совместное чтение книг, поучительных коротких историй, сказок, притч, с разобром обстоятельств, эмоциональных переживаний персонажей, нравственных и моральных ценностей. Очень полезно показать в этом возрасте ребенку несколько кукольных театральных представлений (качественных, профессиональных, и не на экране, а реально), на тему сказок и притч с нравственным содержанием.

В зависимости от готовности ребенка, где-то с 5-7 летнего возраста можно и нужно разъяснять ребенку, почему то или иное действие причиняет боль и страдание. И почему это его личная ответственность и как причинение боли (не важно - сознательно или несознательно) влияет на возможность хороших отношений, как разрушает мир, доверие, и желание дружить и общаться. Делать это нужно опять же без нравоучений, без тягостных пристыжений и унижений. Не в ярости, не в гневе, не в отмщение, и не изолируя ребенка от общения. Без демонстрации обиды или презрения.