Как показывают многочисленные документы, к концу 1922 года Ленин осознал, что в руководстве правящей партии сложилась кризисная ситуация, чреватая расколом. Вопреки мифам, созданным после смерти Ленина, его авторитет в партии не был безусловным: у многих членов ЦК была своя голова на плечах. Поэтому вполне возможно, что в ходе внутрипартийной борьбы он мог оказаться среди оппозиционного меньшинства, как оказался Троцкий. Впрочем, именно вариант "Ленин в оппозиции", как бы парадоксально это не звучало, мог бы сделать политическую систему более устойчивой, потому что Ленина нельзя было обвинить в "ревизии ленинизма", как Троцкого. Могла бы сложиться более демократичная внутрипартийная атмосфера, когда пришлось бы договариваться, идти на взаимные уступки, группироваться по тем или иным вопросам, а не обвинять оппонента во всех грехах.
Ленин не был догматиком, он довольно быстро менял взгляды в соответствии с обстановкой, признавал свои ошибки. Это доказывается и его последние статьями. В одной из них он по сути ставил вопрос о необходимости коренного пересмотра взглядов на социализм. Оставаясь революционером и коммунистом, он делал ставку на развитие культуры в самом широком смысле как на основу социалистического строительства. Конечно, никто не знает, что бы Ленин предложил делать в условиях кризиса на рубеже 1920-1930-х годов, но "казарменный коммунизм" был не в его стиле. Уверен, национальная политика и внешняя политика не была бы похожа на сталинскую.
P. S. Все вопросу к жанру "альтернативной истории" ;)
Конкретизируйте, пожалуйста, сей пассаж.
Начнем с того, что история не терпит сослогательных наклонений. Что-то подсказывает, что было бы лучше. А так, могло бы быть что угодно. Сам предмет разговора пустой.