Мне приходиться решать такую проблему и довольно часто Подход тут должен быть очень деликатный. На мой взгляд, современный школьник очень мало читает. А поскольку это так, рано или поздно, но ученик встаёт перед проблемой, что надо что-то говорить, а не получается.
Поделюсь своими наработками в этом вопросе. Для начала, я разговариваю с учеником один на один. Как правило, в таком виде разговор получается. Ученик не боится говорить, потому, что он видит только меня и знает, что никто над ним смеяться не будет. Потом, постепенно я прошу такого ученика, что-нибудь ответить мне, но в присутствии одного, максимум двух человек. Главное, чтобы эти люди в данный момент молчали. Потом, постепенно, я перехожу на общение с таким учеником на уроке. Для начала, заставляю его написать какую-нибудь письменную работу, сделать лёгкую практическую. Прошу кого-нибудь помочь И постепенно, человек начинает говорить. Сначала, робко и неуверенно, а затем уверенней и уверенней.
Как правило, эффект наступает очень быстро. Два таких человека я однажды отправил на олимпиаду. Призовых мест они конечно не заняли, но получили мощный заряд общения со сверстниками.
Исходя из всего этого, я сделал следующие выводы: 1-й.
" Разговаривать " таких детей надо осторожно и аккуратно. И 2-й. Чем быстрее ребята смогут говорить в присутствии своих сверстников, публично, тем быстрее они адаптируются к сверстникам и перестанут их бояться.
Ещё хороший опыт у меня был, когда мне приходилось таких ребят привлекать к общешкольным мероприятиям. Но такую работу нужно проводить очень аккуратно, чтобы не навредить (А это можно сделать очень просто.) ребятам и не отбить охоту разговаривать вообще.
Буду очень рад, если мои советы кому-нибудь помогут!