Для правильного ответа надо зафиксировать границы модели: Бизнес создается Акционерами и его цель - это обогащение Акционеров
Исходя из этого Показатель "рентабельность Бизнеса", должен отвечать на вопрос, как быстро богатеют Акционеры и это отражает показатель:
ROI = Чистая Прибыль/Собственный Капитал (ЧП/СК)
- "Чистая прибыль" - это обычно годовая прибыль из отчета о Прибылях и Убытках
- "Собственный Капитал" - средства вложенные Акционерами в бизнес (Уставной капитал + Нераспределенная прибыль (Чистая прибыль, оставленная в бизнесе)). У Собственного капитала есть еще одно название: "Чистые Активы" = Что останется Акционерам, если продать все Активы и рассчитаться по всем внешним обязательствам. Собственный капитал берется из Баланса. Обычно берут среднее арифметическое значение на начало и конец года.
Все остальные показатели (ROA, ROS, ...) являются элементами "факторного анализа" ROI.
Например:
Берем ЧП/СК умножаем на (Выручка/Выручка) и переписываю формулу в следующий вид: (ЧП/Выручку)*(Выручку/СК) и вот мы уже получили выражение ROI через ROS (=ЧП/Выручка) и Оборачиваемость СК.
Можно умножить на (Активы/Активы) и получить выражение ROI через факторы, одним из которых будет ROA.
Так же применяют для оценки рентабельности бизнеса показатель EVA (экономическая добавленная стоимость). Формула более сложная, но если внимательно присмотреться, то это ответ на вопрос, насколько наш ROI превышает нормативный. То есть измеряем не абсолютную рентабельность бизнеса, а разницу по отношению к нормативной. Всегда можно ROI пересчитать в EVA, а EVA соответственно - в ROI.