Ох, тут я сейчас расскажу.
Работал я в петербуржском Пассажиравтотрансе (обслуживает большинство петербуржских маршрутов, автобусы большой и особо большой вместимости) и одно время очень плотно занимался как раз таки системой информирования пассажиров
Система представляет из себя комплекс из нескольких табло (В идеале - переднее, боковое, заднее и бегущая строка (или 2, в зависимости от вместимости) в салоне) и само устройство усправления - речевой информатор.
В компании эксплуатировалось 3 марки автоинформаторов - Искра, Селена (электроника (старое, новые технологии ) и ИР. После сочинской олимпиады поступило еще 100 автобусов с навигаторами-информаторами Гранит, но о них сказать могу уже мало что. Как видно по фотографиям, технологии поражают свежестью, например в 2013 году на многих автобусах использовалась еще старая Электроника (дада, вот с этим современным выпирающим носителем).
Речевой информатор установлен на панели в зоне досягаемости водителя. Приводится в действие действительно кнопкой, полную автоматизацию через ГЛОНАСС в мое время использовали только "сочинские" автобусы. А остальные 95% парка по старинке. Подъехал к остановке - нажал кнопку, произвел/высадку посадку - снова нажал кнопку и поехал дальше. Это прописано в должностной инструкции водителя и регулярно происходили проверки.
Как это вообще работает.
Все звуковые файлы с названиями остановочных пунктов и служебными фразами находятся в службе бортового оборудования автобусного парка. Из этих файлов создается маршрут (разумеется у каждой системы своя программа для создания маршрутов, т.е. сотрудни СБО создает каждый маршрут в лучшем случае 2 раза), загружает маршруты (помещается около 80-100) на съемный носитель (SD-карта в случае Электроники-03 и флешка в случае Искры), а ночная смена в парке идет менять старые маршруты на новые. Самое веселье происходит перед праздниками - День города, Новый год, День Победы etc, когда приходит директива, что каждые 2-4 остановки должно передаваться поздравление, тогда за ночь инженерам нужно поменать носители на сотнях автобусов. Если в случае электроники это не вызывает сложностей, потому что SD-разъем находится сразу на лицевой панели информатора и меняется за секунды, то у АИ "Искра" схема была немного сложней, т.е. информатор приходилось доставать из панели.
Светодиодные табло.
С табло все просто, что записано на АИ, то они и передают. Использовались 2 типа - опять же электроника и искра. Про табло электроники в 21 веке и говорить смешно, оно состояло из 2х линий светодиодов в пластиковой обшивке, в то время как та же искра предлагала модульную светодиодную панель, что позволяло использовать всю площадь поверхности, а модульная конструкция сильно упрощала ремонт.
Бегущая строка в салоне.
Тут достаточно просто, изначально они были только на самых новых автобусах, к концу 2014 появились почти во всех. Основная функция - служебная информация, следующая остановка, дата/время, температура улицы/салона.
Как бы вот так это все происходит. Надеюсь, кому то будет интересно это прочитать.