Первый год жизни малыша — главный этап для самого малыша и родителей.
Начинается этот период с первого крика новорожденного и затем шаг за шагом малыш знакомится с окружающим его миром. И если родители будут знать основные показатели развития, характерные для раннего возраста, то малыш будет расти здоровым и уверенным в себе.
Итак, в течение первого месяца жизни ребенок начинает фиксировать взгляд на неподвижном предмете, следить за движущимся предметом, может прислушиваться к голосу мамы. Лежа на животе пытается поднять и удерживать голову.
В 2 месяца малыш длительно фиксирует взгляд на лице взрослого. Совершает ищущие повороты головы на звук. Держит голову. Начинает произносить отдельные звуки.
Три месяца жизни — так называемый «период оживления». Малыш узнает взрослых, улыбается, оживленно реагирует на попытки общения с ним. Лежит на животе, опираясь на предплечья, и высоко держит голову.
К 4 месяцам позитивные эмоции выражает смехом, активно гулит, может захватить висящую игрушку и долго ее рассматривать. Придерживает руками грудь матери или бутылочку при кормлении.
В 5 месяцев хорошо узнает голос мамы, по-разному реагирует на попытки контакта близких и незнакомых людей. Долго лежит на животе, переворачиваясь со спины на живот. Способен есть с ложки.
В возрасте 6 месяцев способен различать свое и чужое имя, берет игрушку из разных положений и подолгу ей занимается, перекладывая из одной руки в другую. Переворачивается с живота на спину и передвигается, переставляя руки и немного ползая. Начинает произносить отдельные слоги (начало лепета).
К 7 месяцам в ответ на вопрос «где?» способен находить взглядом предмет, пьет из чашки, хорошо ест с ложки. Начинает сидеть, ползать.
К 8 месяцам самостоятельно садится и ложится, переступает, держась за барьер кроватки. Может играть в «ладушки», «дать ручку». Подолгу занимается с игрушкой (катает, стучит).
В 9 месяцев пользуется жестами, может указать на заинтересовавший предмет, имеет любимые игрушки.
К 9-10 месяцам умеет перекладывать предметы (например, кубики), самостоятельно ест твердую пишу (например, печенье). Совершает плясовые движения под музыку, переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками. На вопрос «где?» находит игрушки, независимо от их расположения. Знает свое имя. Подражает взрослому, начинает повторять слоги.
К 11 месяцам по просьбе выполняет различные действия: открывает, вынимает, появляется интерес к заводным игрушкам, самостоятельно стоит, совершает первые попытки подняться по лестнице, по просьбе «дай» дает игрушки. Может произносить первые слова, обозначения («па», «ав-ав», «ма»).
К 1 году малыш сомостоятельно ходит, может садиться и стоять, легко подражает новым слогам, может произносить до 10 простых слов, различает значения «можно» и «нельзя». Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения (принеси, отдай, найди). Способен узнавать знакомые картинки в книжке, узнает знакомых на фото, игры с игрушкой (кормит куклу, катает машину), разбирает и собирает пирамидку.