По-разному. Иногда в фильмах используется уже написанная ранее музыка. Например, Квентин Тарантино всегда (до "Омерзительной восьмерки") использовал в своих фильмах музыкальные хиты, написанные задолго до съемок его фильма и это ему помогало добиться именно того эффекта и той атмосферы, какой ему хотелось.
Но чаще всего, конечно, музыка к фильму пишется уже после съемок. Композитору показывают еще не готовую версию фильма: без монтажа, без звука. Он с режиссером оговаривает, в каких моментах должна играть музыка, какой она должна быть по настроению, должна она быть тихой или громкой, и, конечно, она должна звучать синхронно с действиями, которые мы видим на экране. Обычно этими указаниями и ограничивается режиссер. Далее композитору дается полная свобода действий и фантазии, ведь режиссер сам не всегда понимает, какой именно саундтрек хочет услышать.
Вот, например, музыка к выдающемуся,на мой взгляд, документальному фильму "Кояанискатси" писалась Филиппом Глассом на протяжении трех лет. Ему и режиссеру Годфри Реджио пришлось проделать колоссальную и очень кропотливую работу при сведении звука с видеорядом. Ради синхронности приходилось даже менять местами некоторые отрывки или вовсе вырезать.
Был и такой случай: во время работы над фильмом "Психо" его режиссер Альфред Хичкок хотел, чтобы во время сцены убийства в душе не звучало никакой музыки, однако, посмотрев эту сцену с музыкой, которая впоследствии стала знаменитой, он понял, что ошибался, и вставил музыку в фильм.
Большое спасибо за ответ )