Давайте расскажем историю одной картины — это "Казнь" Ю Миньюна, и самая дорогая картина современного китайского художника на момент своей продажи в 2007 году. Вот она:
Ю Миньюн написал картину в 1995 году. Ему было чуть больше тридцати лет, и он уже успел найти свой стиль, который почти целиком является одной большой аллюзией на одну фотографию Geng Jianyi с неестественно улыбающимся лицом — тема ненастоящего счастья эпохи Культурной Революции в Китае.
Композиция картины почти целиком повторяет "Расстрел защитников Мадрида" Гойи, и посвящена событиям на площади Тяньаньмэнь в 1989-м, когда студенческие демонстрации были разогнаны с применением военной силы, что привело к сотням человеческих жертв.
С той разницей, что у группы людей по правую сторону нет винтовок. Разница между двумя группами только в том, что одни одеты, а другие нет.
Картина была куплена его знакомым дилером Манфредом Шёни, владельцем галереи в Гонконге, который был известен как меценат художников из азиатских стран с непростой политической ситуацией — иными словами, он выставлял тех, кому нельзя было выставляться.
Картина не висела публично — Шёни опасался преследования художника, и держал её в задней комнате, где показывал только друзьям и коллегам. Одним из этих друзей оказался Тревор Саймон — никому не известный консультант из инвестиционного банка, двадцати с небольшим лет, бывший в Китае в одной из многочисленных командировок.
Вот как Саймон вспоминает своё впечатление от картины:
"As soon as I saw it, my whole self changed. I realized that this stood for everything that was going on at the time, so I was stunned into silence literally. I saw what was happening in China. (...) That's murder, true assassination of a political figure. But here, it's far more potent. Because they're killed by culture. You're stripped down, you're defenseless. Even worse, you're being shot with cultural forces, not bullets. I knew without a millionth of a doubt that that was the story of China on canvas."
Саймон решил купить картину сразу же, на месте, но Шёни опасался — и за жизнь художника, и за свою. В конце концов они сошлись на том, что Саймон заберёт картину в Лондон, и она не будет нигде выставляться на протяжении как минимум пяти лет.
Саймон отдал за холст чуть больше $30,000. Или две трети его тогдашней годовой зарплаты.
Вскоре после возвращения в Лондон, Саймон оставил работу в инвестиционном банке. По его словам, картина, запертая в контейнере на пригородном складе, была для него чем-то вроде ментального костыля, напоминавшего о том, что на самом деле происходит вокруг него. Это давало ему силы, в числе прочего, перебороть собственную алчность, которая изначально привела его в финансовый сектор, и которая убивала его точно так же, как это изображается на картине. О картине он не говорил никому, даже матери и любимой женщине.
Ждать своего первого явления миру картине пришлось значительно дольше, чем того требовала изначальная договорённость. Политическая ситуация в Китае продолжала быть нестабильной, а в 2004-м году Манфред Шёни был убит на Филиппинах — событие, которое, по мнению Саймона, было связано с его патронажем "неофициальных" художников.
Положение Ю Миньюна, тем не менее, постепенно вывело его в ранг признанных и разрешенных — главным образом благодаря успеху более нейтральных работ среди западных коллекционеров на азиатском рынке. В конце концов стало ясно, что картину уже можно показывать — и в 2007-м году Саймон решил предложить работу аукционному дому Sotheby's в Лондоне.
Ещё до начала торгов картина была признана обозревателями как самое важное полотно т.н. Китайского авангарда, когда-либо выставлявшееся на торгах. Она ушла почти за пять миллионов.
Картина растёт в цене потому, что она работает. И как следствие, в неё делаются вложения, оказывающиеся более чем материальными.
Все остальные причины — не более чем "остальные".
__________
По той же теме:
Как вышло, что картины стали стоить миллионы
Почему картины Марка Ротко такие дорогие