Аутизм, ранний детский аутизм, атипичный аутизм, неспецифическое расстройство развития детского возраста, синдром Аспергера, классический аутизм Каннера, детское дезинтегративное расстройство – все это согласно последней версии классификации психических расстройств относится к расстройствам аутистического спектра (РАС).
На сегодняшний день принято считать, что аутизм включает в себя широкий спектр проявлений основных симптомов, поэтому его называют спектральным расстройством. Иначе говоря, все люди с аутизмом обладают общими признаками, но при этом очень разные.
Общие прзнаки- это нарушение социальной коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные повторяющиеся образцы поведения, интересов и активностей и особенности обработки сенсорной информации. Но вот степень их выраженности может очень сильно отличаться и меняется в зависимости от того, получает ли или нет человек с аутизмом программу помощи, основанную на методах с доказанной эффективностью. Например, некоторые люди с аутизмом не пользуются речью для общения, а другие говорят слишком много и используют речь необычным или не всегда социально приемлемым образом.
Этот разброс долгое время не давал возможности ученым и специалистам понять, что они имеют дело с одним и тем же нарушением, симптомы которого у разных людей различаются в столь значительной степени.
Подробно о ранней диагностике аутизма и подборе программы помощи в вебинаре руководителя программы диагностических услуг центра аутизма «Маркус» Университета Эмори (США) Сторми Уайт.
Здравствуйте!
Самостоятельно можно заподозрить, обратив внимание на характерные особенности поведения:
Так к 18 месяцам ребёнок не смотрит туда, куда ему показывают, не реагирует на интерес взрослого к окружающему миру, не реагирует особо на самого взрослого (не провожает, не радуется встречи, не откликается на обращение), не играет с предметами «понарошку», не смотрит на другого человека (в глаза в частности), нет указательного жеста.
Так же ребёнок часто повторяет стереотипные (однообразные) бессмысленные движения или действия (кружится, качается), своеобразно играет, расставляя предметы в линию (часто), его реакции на внешний мир неадекватны, он не переносит внешних воздействий и контактов с другими людьми, не стремиться к общению, не любит новых впечатлений, сложно принимает изменения в окружающем мире.
Так же у ребёнка наблюдается задержка речи или ее отсутствие, слабо развит инстинкт самосохранения, может быть не чувствителен к боли и склонен к самоповреждениям, ест несъедобные вещи, могут быть сложности со сном и бодрствованием, избирательность в еде, хождение на цыпочках.
Мы говорим о возможных проблемах, когда присутствуют несколько пунктов из этого списка, они устойчивы, наблюдаются всегда, никуда не исчезают и сохраняются в течение длительного времени, то есть ребёнок ОБЫЧНО так себя и ведёт, и это поведение препятствует его благополучной адаптации в мире и развитию.
Нужно понимать, что аутизм - это спектр, и выраженность может быть очень разная от легкой и не заметной до очень явных и тяжелых форм.
Поэтому лучше всего, если родителей что-то беспокоит - обратиться с ребёнком к специалисту (психиатру) для уточнения ситуации.
Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов.
Характерные для заболевания симптомы, как правило, в большей степени выражены в возрасте 1,5-2 лет когда ребенок начинает познавать окружающий мир, разговаривать, устанавливать контакты между сверстниками.
Для обнаружения проявления аутизма родителям следует тщательно наблюдать за ребенком во всех его сферах деятельности.
Симптоматика аутизма:
Нарушение речи или ее отсутсвие в установленные сроки.
В детском возрасте аутисты не разговаривают или значительно отстают в речевом развитии от сверстников. У таких детей небогатый словарный запас, чаще повторяют одни и те же слова, говорят о себе в третьем лице, не используют слов для общения с другими людьми.
Нарушения в эмоциональной сфере.
Аутисты не любят контакты с окружающими, не признают маму или папу, не любят проявления ласк со стороны близких людей, не сидят на руках.
Проблемы с социализацией.
Аутисты замкнуты в себе, общение со сверстниками вызывает дискомфорт. Они не способны отстоять свою позицию. Убегают, прячутся от контактов.
Агрессивность. Истерики и гнев на малейшие промахи со своей стороны. Он направит свои эмоции на себя самого или на окружающих.
Отсутствие интереса к игрушкам или приверженность только к одному предмету.
Цикличность выполнения действий.
Выполняют одни и те же действия на протяжении долгого времени. Если происходят какие-либо перемены (даже незначительные), ребенок впадает в гнев и испытывает сильные переживания.
Физиологические признаки, которые часто наблюдаются у аутистов:
сниженный иммунитет;
судорожные состояния;
острое или притупленное сенсорное восприятие;
активный рост бактерий и дрожжевых грибков в желудочно-кишечном тракте;
нарушения функционирования поджелудочной железы;
синдром раздраженного кишечника.