Ну, при больших студиях есть несколько стадий "фильтрации" заявок —начиная с профессиональных читателей, которые отсеивают безнадёжные сценарии и отправляют небезнадёжные наверх. А независимые продюсеры редко рассматривают сценарии "ниоткуда", предпочитая работать со знакомыми авторами.
С точки зрения сценариста лучший способ не тратить своё время зря — написать заявку на 1-2 страницы и посмотреть на реакцию. Заявки как таковые покупают редко, но могут обозначить интерес и дать отмашку работать дальше. (Кстати: многие начинающие сценаристы не хотят так делать, потому что боятся, что на этой стадии их идеи "украдут". Это миф. Почти любая идея требует такого количества последующей работы, что "красть" их немногим более выгодно, чем разрабатывать свои; кроме того, если бы эта практика была повсеместной, кино и ТВ были бы забиты проектами с неотразимыми концепциями — что, мягко говоря, не совсем так).