Если ребенок до подросткового возраста, то очень просто - на собственном примере.
Это эффект научения по Бандуре, хотя учиться ребенок может не только по поведению значимых взрослых вроде родителей и старшего поколения, но и случайных прохожих, знакомых, друзей и прочих.
Причем, может быть такое, что включается вполне логичная реакция, если вы убираетесь у него, например,в комнате, то он уже этого делать не будет. А зачем? Если вы сами это можете сделать, ведь делали же. И вменение чувства вины и стыда уже не поможет - не логично (на марсианском языке детей). Закон сохранения энергии никто не отменял (вроде той же лени).
Приучать также можно и нужно путем просьб и предложений, но они должны быть аргументированными и взвешенными. Для чего ему убираться? Что от этого может измениться? Готовьтесь ответить на подобные вопросы. Можно даже путем заключения споров/пари - тоже не менее эффективно.
Но это и все остальное его положительное поведение обязательно должно иметь положительное подкрепление. Оно нужно для того, чтобы поведение закрепилось на дальнейшей перспективе и впоследствии стало аспектом дисциплины или условным рефлексом. Здесь вы уже сами можете выбирать какое именно (объятия, совместное времяпровождение, сладкое, игры и т.д.)
Успехов :)
Добрый день. Себя сначала приучите. А то все хотят научить детей чему угодно, а сами ничего этого не делают.