Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как помочь, если дети не слушаются?

Как помочь
Хороший человек
  ·   · 10,5 K
Первый
Бесплатно учим детей из приемных семей понимать и...  · 2 дек 2019  · shalash.academy

Самое важное - договориться о правилах.

Дети не слушаются не потому что хотят сделать назло, а потому что

  • не понимают, что взрослые от них хотят
  • не верят, что взрослые хотят именно то, что просят (взрослые крайне непоследовательны)
  • или попросту не могут это сделать (например, остановиться "прямо сейчас")

Дети похожи на туристов в незнакомой стране. И это работа взрослых - рассказать и показать им, что можно делать, а что нельзя. Мы сформулировали несколько простых принципов, которые помогают нам на занятиях справляться с самым разным непослушанием.

  1. Сформулируйте и запишите (или зарисуйте) правила, по которым существует пространство, группа или семья. Правила - это ориентиры, принципы, по которым живут все участники. Для детей до 10 лет правила можно придумать заранее, с детьми постарше правила можно сформулировать вместе.
  2. Повесьте правила на стену и обращайтесь к ним в любой ситуации. Правила должны быть легко читаемыми, поэтому пишите крупно! Будьте готовы, что в какой-то момент дети будут обращаться к правилам, чтобы регулировать и ваше поведение. Признавайтесь, если были неправы! Это только повысит ценность правил.
  3. Придумайте 3 разрешающих правила, которые начинаются со слова “можно”. Записывайте даже то, что кажется вам очевидным. Например, что можно ошибаться или можно обращаться за помощью. Во-первых, для детей нет ничего самоочевидного, а во-вторых, как узнать, что можно, если всюду перечислено только то, что нельзя?
  4. Проверьте правила на выполнимость для себя! Если вы запрещаете ребенку переходить улицу на красный свет, а сами не можете сдержаться и при любом сигнале светофора перебегаете улицу, у ребенка не будет ни одной причины не делать то же самое. Дети учатся не словам, а действиям взрослых, поэтому будут копировать в первую очередь их. Взрослый - гарант правила и их главное воплощение.
  5. Хвалите ребенка, когда у него получается то, что не получалось раньше. Обращайте внимание на усилие, которое делает ребенок. Проговаривайте его! Например: “Я заметила, что сегодня у тебя получилось не перебивать взрослых, когда они разговаривали, хотя тебе очень хотелось задать свой вопрос!” Когда взрослые последовательно замечают старания и показывают связь между усилием и результатом, у детей формируется мотивация на достижение успеха.
  6. Дети будут нарушать правила и делать что-то из того, что нельзя. Это нормально! Предупредите их заранее о последствиях. И если получится, постарайтесь не обижаться, когда это произойдет (потому что инструкция “не обижайтесь” невыполнимая). Договор о последствиях нужен как раз для того, чтобы лишить нарушение правила эмоциональной заряженности. Мы говорим так: “Даже самые лучшие люди на Земле нарушают правила. У нарушения правил есть последствия. И когда они наступают, это не делает самого лучшего человека на Земле хуже”.
  7. Будьте последовательны! Иногда взрослые говорят «10 минут» и если им удобно, эти 10 минут длятся полчаса или даже час. А если ребёнок спрашивает «ну когда?» или поторапливает, то взрослые злятся. А иногда 10 минут - это ровно 10 минут и ни секундой больше. Если медлить и не торопиться, то взрослые будут ругаться, что ты не справляешься и все портишь. Например, если надо куда-то выходить и все опаздывают. Единственное, что из этой чехарды понимает ребенок, что словам взрослых нельзя верить, потому что они все время значат разное. Пусть ваши слова всегда значат одно и то же.
1 эксперт согласен