Говоря о страхах перед экзаменом(ами) хочется предложить метод парадоксальной интенции, который был сформулирован известным психотерапевтом, создателем логотерапии, Виктором Франклом.
Парадоксальная интенция – метод, суть которого заключается в том, что человек, сталкиваясь с фобией (или навязчивыми состояниями) парадоксальным образом начинает желать того, чего он боится.
Смысл этого метода заключается в том, чтобы не препятствовать своему страху, а попытаться принять его. Франкл обращает внимание на то, что повторяющаяся в определенных ситуациях специфическая физическая или поведенческая реакция человека на что-то может быть спрогнозирована им наперед. Характерно, что симптомы усиливаются всякий раз, когда ожидаемая реакция подтверждается. В свою очередь, сформировавшиеся фобии становятся спусковым крючком и источником тревог, запускающих соответствующие нежелательные реакции в сходных ситуациях. Вне зависимости от специфики фобии и степени зависимости от нее, метод терапии парадоксальной интенции использует следующий принцип: как только человек оставляет свои попытки бороться со своим страхом и действует от противного, он разрывает этот сценарий, повторяющийся по кругу.