Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как по мнению буддистов выглядят миры богов, голодных духов и адских существ, и что туда может привести?

Буддизм
Денис Л.
  ·   · 1,3 K
Дизайнер шрифтов. Интересуюсь типографикой...  · 1 июл 2020

Представьте, что вы съездили в Австралию и увидели кенгуру. Возвращаетесь, и вас спрашивают, как выглядят кенгуру. Вы придумываете что-то вроде: кенгуру — это наполовину олень без рогов, наполовину огромный заяц, только у них ещё есть карманы, в которых они детёнышей носят. Что представит человек, не видевший раньше кенгуру? Он будет составлять из имеющегося опыта какую-то картинку, которая на реальность мало будет похожа.

Примерно так же сложно описывать другие миры, способы существования существ. Можно, например, сказать, что ад — это запертая комната с потолком и стенами из железа, а из пола вырывается пламя. Но будет ли эта картинка близка к реальности?

В русском языке есть слово удел. Оно внезапно хорошо соответствует разным смыслам понятия мира в буддизме. С одной стороны, удел — это некое пространство, где можно быть. С другой стороны, удел — это совокупность обстоятельств, влияющих на бытие.

Намного важнее не то, как разные уделы выглядят, а те состояния сознания, которые в разных уделах проявляются. В буддизме главные три причины страданий — это ненависть, страстное желание и невежество.

Вот в адском уделе оказываются сознания, доведшие ненависть до крайней степени. Из-за этого такие сознания переживают крайнюю степень страдания. Они ненавидят всё вокруг, из-за этого окружение оказывается крайне болезненным.

В уделе претов или голодных духов оказываются сознания, доведшие до крайней степени свои пристрастия. Сознания переживают крайнюю степень неудовлетворённости, сильной жажды, которую не получается утолить. Их существование в этом уделе заключается в постоянных попытках реализовать желания, но так как желания не заканчиваются сами по себе, преты снова и снова оказываются рабами своей неуёмной жадности.

В уделе животных оказываются сознания, которые невежественны. Они испытывают страдания из-за того, что не осознают, как действовать полезно, а как — вредно. Животные не осознают причины возникновения ненависти и пристрастий. Поэтому, снова и снова сталкиваются с последствиями невежества.

Иногда ещё рассматривают мир асуров. Это существа, доведшие до крайности жажду власти. Их существование заключается в жажде реализации власти над явлениями. Когда им в итоге это надоедает, либо когда они осознают иллюзорность эгоистичной позиции мышления, тогда они воплощаются в других формах.

Все эти миры — части сансары, то есть мира изменчивых временных взаимообусловленных явлений. Поэтому пребывание сознаний в этих состояниях также временно. Сознания в итоге покидают эти уделы и воплощаются в более благоприятных формах.

Удел божеств — это мир удовольствий. Сознания там испытывают практически непрекращающиеся удовольствия, так как не испытывают ненависти, не имеют пристрастий, их невежество устранено почти полностью. Но есть важное условие: удел божеств — это всё ещё часть изменчивого мира, а значит, никакое сознание не может находиться в нём вечно. То есть, сознание рано или поздно покидает эту сферу, либо оказываясь в нижних страдательных мирах, либо, если окажется готовым, раскрывает состояние окончательной нирваны.

Удел человека считается самым ценным, самым удобным, потому что человек способен полностью и окончательно искоренить невежество, ненависть и пристрастия. Для этого есть все необходимые внешние условия. Поэтому, будды — это чаще всего люди. Даже некоторые сознания из мира божеств сознательно выбирают мир людей, чтобы суметь раскрыть реальность, состояние нирваны — абсолютного покоя, свободы и счастья.

Значит ли это, что, проживая в мире людей, в зависимости от омрачений, люди могут как бы переживать другие миры... Читать дальше