Совсем же кроха, что вы от него хотите...
Ребёнок - зеркало. Мы, взрослые, можем подавить, сдержать страх, злость, переключиться, в конце концов. Но ребенок все считывает, как бы мы это ни прятали. Как же ему справиться со своими переживаниями и эмоциями, если вдобавок может ещё и у родителей проблемы? В раннем возрасте функции самоконтроля настолько не развиты. В итоге ребенок как может, так и справляется - начинает грызть ногти.
Это способ дать выход накопившейся агрессии, а накапливающиеся эмоции должны иметь выход.
И пожалуйста!!!! Угрозы, наказания и все другие похожие приемы тут абсолютно не рекомендуются! Не делайте никаких замечаний ребенку, никаких кличек, обзываний, наказаний, битья по рукам или губам.
К тому же, если лишь запрещать грызть ногти, не давая при этом выхода детской тревоге, то внутреннее напряжение ребёнка трансформируется в иное нарушение – психосоматику, нарушение сна, аппетита, эмоциональные проблемы и прочее.
ПАРА СОВЕТОВ!!!:
Переключайте внимание. Дайте игрушку, пластилин, тесто, змейку, бумагу, фольгу, то, что подходит для сенсорики именно вашего ребенка.
Выделите для ребенка "грызлик".
И условие: он грызет не ногти, а "грызлик" и только 10-15 минут. Если оральная потребность столь велика, пусть грызет дольше и чаще. Но со временем вы увидите, что это время сокращается. Т.е. грызть МОЖНО, но не ногти.
В момент самого процесса не заостряйте на этом внимание, а мягко, можно даже без слов, дайте тихонечко ребенку в руки что-то другое – например, морковь!
Снимайте общую тревожность. Говорите спокойно, тихо. Минимизируйте телефон и телевизор. Соблюдайте режим дня. Ребенок должен спать по 10 часов в сутки. Гуляйте больше. Играйте в активные игры на улице.
В 3 года уже можно рассуждать с ребенком на тему обгрызенных ногтей. Задавать ему вопросы: "Как ты думаешь, что мы можем сделать, чтобы ты перестал грызть ногти? Кто тебе может в этом помочь? Какой герой из мультиков, сказок станет твоим помощником и будет напоминать тебе?" Возможно, такой малыш не может понять подобных вопросов – возразите вы. Возможно! Но вам важно научиться задавать ему вопросы так, чтобы он чувствовал себя человеком, который решает, а не исполняет ваши указания. И тогда он сам может со стороны посмотреть на свои привычки. Да, это сложнее и дольше. Вам придётся побыть изобретателем новых вопросов и уметь работать с возражениями ребёнка.
Больше мягкого, тёплого телесного контакта.
Умение выдерживать детские капризы и истерики.
Важно, чтобы ребёнок чувствовал вас как друга, партнёра в этот момент, а не агрессора или дрессировщика, который выдаёт команды: «Убери руки!».
В своих разговорах с ребёнком мы обращаем внимание не на то, что нельзя грызть ногти, а на то, что мы их попытаемся отрастить красивыми! И обязательно хвалим за даже один красивый, ровный ноготок!
Договоритесь с ребёнком о поощрении. Какую ты хотела бы игрушку или совместный поход в зоопарк за первых два красивых ноготка? Далее другой подарок - за следующие уже 5 ноготков и т.д. На практике этот ход даёт гораздо большие результаты, ребёнок уже к первому подарку может не грызть и по 5-7 ногтей.
Обязательно подкрепляйте ребёнка, хвалите при бабушках, дедушках, тётях, дядях, Пусть он знает, что он любим и хорош для своих родителей даже со съеденными ногтями.