Законодательство предусматривает ежегодное оформление организацией разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы (если на работу будут приниматься иностранцы, прибывающие в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы). Кроме того, для каждого сотрудника из "визовой" страны работодатель оформляет разрешение на работу за свой счет, так как именно он приглашает гражданина приехать в Российскую Федерацию, чтобы работать в этой организации, и в разрешении на работу будет указан ИНН работодателя. Обращаясь с пакетом документов в соответствующее подразделение ФМС России, работодатель уплачивает государственную пошлину за оформление названных разрешений: 3000 руб. - за каждого привлекаемого при оформлении разрешения на привлечение, 1000 руб. - за каждого иностранца при оформлении разрешения на работу. Эти суммы могут быть единовременно списаны в расходы работодателя на основании подпункта 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) как косвенные прочие расходы на уплату сбора (государственной пошлины). Отсутствие необходимости дожидаться выдачи разрешений или распределять сумму в расходах на срок действия разрешения объясняется тем, что государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с заявителей при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении заявителей юридически значимых действий. Таким образом, уплата государственной пошлины является условием обращения за совершением означенных действий. В ст. 333.40 НК РФ перечислены основания и установлен порядок возврата государственной пошлины, среди которых нет случаев возмещения понесенных расходов при обращении в ФМС России. Из этого прямо следует, что дата уплаты государственной пошлины - это тот день, когда ее сумму можно полностью отнести к расходам (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 03.05.2007 N А49-7142/2006, ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2006 N А28-3289/2006-109/21).
Работодатель также вправе учесть для целей налогообложения затраты на оформление рабочей визы для иностранного гражданина, так как она выдается для въезда в Российскую Федерацию специально для сотрудничества с данной фирмой и работодатель непосредственно участвует в ее получении.
При приеме на работу граждан СНГ (кроме граждан Грузии и Туркмении), а также граждан иных стран, въезжающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем оформления визы, разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы не оформляется, разрешение на работу не содержит указания наименования работодателя, у которого может трудиться иностранец. Такое разрешение иностранный гражданин может оформить самостоятельно обратившись в ФМС России в порядке, предусмотренном ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). Работодатель может представлять интересы такого гражданина при оформлении разрешения, однако уплачиваемая в данном случае пошлина - 1000 руб. за одно разрешение, - по нашему мнению, не может признаваться его расходами, так как не соблюдается принцип экономической оправданности расходов: с готовым разрешением "безвизовый" иностранец может трудоустроиться как к этому, так и к любому другому работодателю.