Мне кажется, что нервничать, волноваться при выходе на сцену – это нормально. Меня сейчас записывают для видео, и я нервничаю, волнуюсь и считаю, что это абсолютно нормально. Действительно, мы сталкиваемся с какой-то неопределенной новой ситуацией, мы чего-то не знаем, и это тревожно. Хотя, мне кажется, что стресс может быть и полезным.
Есть эустресс, дистресс. Один стресс – полезный, другой при длительном накоплении становится вредным для нас. Этот полезный стресс дает выброс гормонов, который позволяет нам мобилизоваться, собраться и активизироваться. Есть люди, которые готовятся к чему-то, к каким-то выступлениям и потом, наоборот, тревожатся, выходят и делают все намного лучше, чем они готовились, они выдают свой максимум. А есть те, кому волнение идет не на пользу.
Можно успокаивать себя какими-то техниками расслабления через дыхание: нащупать почву, заземлиться, почувствовать свою устойчивость, подышать. Любой страх сопровождается тем, что мы перестаем дышать. Переставая дышать, организм пугается. Вы можете вернуть себя себе, просто начав дышать и выдыхать через рот.
Можно и заранее поискать удобные положения уверенности. Я, например, чувствую себя уверенно, когда так сижу, когда моя грудная клетка раскрыта, мои ноги плотно стоят на земле, и я могу пробовать искать эти удобные для себя способы. Возможно, вы можете вспомнить себя в ситуации, в которой вы чувствовали себя уверенно: как вы стояли, как двигались. Это можно тренировать заранее. Можно потренироваться на ком-то из близких, почему нет? На тех, кто не будет вас осуждать. Только не нужно выбирать какую-нибудь бабушку, которая будет говорить: «Ты здесь не так стоишь, твои плечи сильно зажаты». Нужно выбирать того, кто сможет мягко донести, от кого будет легко услышать какую-то минимальную коррекцию, на ком можно действительно потренироваться, и кто будет видеть какие-то хорошие штуки и подмечать их, говорить: «Да, здесь классно!». Нужно запоминать, как ты себя там чувствовал.
У меня тоже был опыт выступления на сцене. Первый был плачевным, я не сказала ни слова. Это было в четвертом классе, а потом меня отдали в театральную студию, и все изменилось. Мне стало легче. Это мой способ, можно искать какие-то другие. Я помню, что я расфокусировала взгляд, мне было страшно смотреть на каких-то отдельных людей, потому что я очень внимательна к мимике, жестам других. Если кто-то отвлекается или не так смотрит, я реагирую, потому что внимательна к этому. Мне было важно научиться расфокусировать взгляд. Я находила какую-то точку, в которую смотрела, и это не был какой-то конкретный человек. У меня брат – актер. Насколько я знаю, артисты обычно не замечают зрителей в зале до тех пор, пока не выходят на поклон. Они живут в своей роли, живут через эту роль. Можно искать и думать через позицию: что это за позиция во мне? какая роль может помогать мне? какой я в этой роли? какая одежда может меня поддерживать в этом? в чем мне будет хорошо и комфортно? В чем я буду чувствовать себя соответственно этой роли?
Одежда очень много решает. Если мы берем что-то катастрофически неудобное, то будем чувствовать себя некомфортно. А если наряд соответствует положению, нам хорошо и спокойно в одежде, мы будем более уверенны в себе.