Ваш инструктор абсолютно прав, определять необходимость переключения передач следует по тахометру. Мне бы такого инструктора. У меня инструктором был дедок, отставной полковник, который на точно такой же вопрос отвечал так: "А ты должен чувствовать". Так и хотел сказать: "Обалденный ответ, и как я сам до этого не догадался?".
В другом ответе есть предположение, что в автошколе приобретаются навыки вождения, но я заявляю абсолютно уверенно - нет, не приобретаются, так бывает только в сказке. Навыки приобретаются гораздо позже. Это как обычная школа. Аттестат есть, что-то знаешь, немного подержал пробирки, знаешь как пользоваться напильником и т.д. и т.п., но это лишь 1% от необходимого, чтобы стать специалистом.
А теперь перехожу к сути. Переключение скоростей на механике - это условно-рефлекторный процесс, который вырабатывается годами. А чтобы этот процесс начал правильно вырабатываться, для начала требуется воспользоваться тахометром. На правильной передаче обороты двигателя должны быть 2000-2200 об/мин.
Сначала следует выбрать малодеятельный маршрут по кругу с только правыми поворотами и не разгоняться выше 30 км/ч.
- Правило №1. Если растерялся, то сцепление+тормоз, не блииин, не мааамааа, а именно сцепление+тормоз.
- Правило №2. Если страшно, то сбавляй скорость и пусть весь мир подождет.
- Правило №3. На такой скорости можно и нужно смотреть на тахометр и спидометр. При этом идет неосознанное запоминание гула двигателя и его оборотов, визуальное запоминание скорости и показаний спидометра. Обороты стали больше 2200, значит пора увеличивать передачу. Обороты стали ниже 2000, значит пора уменьшать передачу. Если не смотреть на эти приборы, а надеяться на авось, то и с годами ничего не выйдет.
- Правило №4. Чтобы не повредить коробку передач, кладите ладонь на рычаг, а не хватайте его. Никакой силы. Если не переключается, значит делаете что-то не то. 100% правило, никогда не сломаете таким способом.
Если машина русская, например Лада Гранта или почти русская например Datsun или Logan, то все еще проще. Рёв от двигателя стоит такой, что всё слышно. Если ревёт громко, то передачу необходимо добавить. Если двигатель еле-еле делает дык-дык-дык, то необходимо срочно нажать сцепление и снизить. Перед тем как заглохнуть у этих машин идет вибрация.
После этого нужно попробовать маршрут посложнее, а потом еще сложнее. Потом съездить в торговый центр, потом на работу и т.д. Чтобы выработать условные рефлексы таким способом нужно намотать 2000 км, в течение не менее чем полгода. Только тогда будет толк. Когда ощущение скорости и показания спидометра будут примерно совпадать, можно перейти на переключение по скорости:
1 передача - 0..20 км/ч
2 передача - 20..40км/ч
3 передача - 40..60 км/ч
4 передача - 60..80км/ч
5 передача - 80..100 км/ч и более.
Для каждой конкретной машины эти цифры будут немного отличаться, но примерно так. Для того чтобы научиться переключать таким способом понадобится еще около 2000 км и еще полгода.
После этого можно считать условные рефлексы выработанными и можно смело ездить в центре большого города даже в темное время суток и не смотреть ни на тахометр, ни на спидометр.
Лично я наездил за 4 года уже 40000 км (как экватор) и могу сказать, что условно-рефлекторные действия проявляются в 90% случаев. Сам не осознаю как переключаю.