Чтобы чему-то научиться, нужно поменять образ жизни так, чтобы процесс обучения был системным, повторяющимся каждый день. Когда человек что-то повторяет много раз, он создаёт в своём уме новую сеть связей. Эта сеть со временем постепенно достраивается всё новыми кусочками, расширяется. Так происходит накопление опыта.
Чтобы рассмотреть свои убеждения с разных сторон, сначала полезно задать себе вопрос: откуда это убеждение появилось? Какие внешние источники информации предложили мысль, пережитую лично и закрепившуюся в уме. Возможно, эти убеждения были получены от родителей, учителей или других авторитетных людей. Могли ли эти люди ошибаться? Правильно ли и точно ли понята их мысль или с искажениями и своими добавками? Откуда эти люди в свою очередь восприняли эту информацию? Какими фактами подтверждается их опыт?
Мы живём во время очень мощных и быстрых информационных потоков. Перед глазами постоянно мелькают рекламные и пропагандистские картинки, тексты, видео, которые влияют на убеждения. Часть информации проникает в сознание не как мысль чётко осознанная, пережитая на себе и полностью понятая, а как мысль внушённая насильно, проникнувшая в сознание тайком, как вор проникает ночью в дом, взламывая замок двери. Таким образом другие люди, живущие в привычке к ненависти, жадности и иллюзиям пытаются извлечь выгоду для себя, манипулируя вами. Такие вредные потоки информации нужно фильтровать, очищать свою новостную ленту от информационных ядов.
Нужно очень внимательно распознавать призывы к насилию, отношению к каким-то группам людей как к врагам, вообще к разделению людей на группы с разными правами. Также нужно насторожиться, если кто-то утверждает, что только он знает и понимает, что такое истина. Когда вы расплачиваетесь крупной купюрой в магазине, кассир всегда проверяет: а не фальшивая ли она. Так же нужно и к информации относиться, с вопросом: а не хочет ли этот человек под видом истины внедрить в моё сознание выгодную ему ложь. Может ли он сам быть заражён вирусом неправды или неполной правды, которую теперь разносит как заразу?
Полезно наблюдать, каким способом люди предлагают информацию. Пытаются ли они вызвать в вас яркие эмоции, чтобы отвлечь от каких-то логических неточностей? Пытаются ли они принизить участников общения, чтобы выдать своё мнение как достоверное? Пытаются ли они отвлечь внимание от важного вопроса, переключаясь на второстепенные? Используют ли они простые слова или наоборот умышленно подбирают слова из узкоспециальной терминологии, чтобы собеседник не смог заметить нарушение логики?
Полезно бывает выслушать несколько противоположных мнений по одному вопросу или рассмотреть несколько разных моделей явления. Даже в противоречащих друг другу идеях могут содержаться части правды, из которых можно составить наиболее полное представление о реальности.
Полезно наблюдать изменения, происходящие в мире. Убеждения могут быть инертными. То есть, могут не поспевать за внешними изменениями. Человек может долго жить с убеждениями и всё будет правильно и хорошо, но вот со временем накопятся причины, приводящие к изменениям, и представление о мире разойдётся с миром, перестанут друг другу соответствовать. Если человек продолжит руководствоваться старыми убеждениями, то столкнётся с возникновением новых проблем. Поэтому, полезно каждый новый день наблюдать, что изменилось в мире. Сохранять гибкость ума. Проверять, как можно свои убеждения подправить, развить, узнать что-то новое, чтобы находиться с миром в гармонии.
Это делать довольно трудно, но нужно учиться
На мой взгляд-нужно просто научиться слушать людей и прислушиваться к сторонним аргументам. Чем больше информации-тем точнее выводы. А умение делать выводы-это способность вставать на чужую позицию в оценке того или иного видения.
Если сформированные вами убеждения имеют отношение к науке, другого отношения к ним вы проявлять не станете. Лишь рассматривая их с разных точек зрения, предположительно вам известных, вы сможете проявлять критичность мысли.