Сочинение - это создание своего собственного текста. Надо отчетливо понимать, что текст - это законченная языковая единица. Любой текст имеет в основе главную мысль.
Детям будет проще сориентироваться в ее поиске, если они научатся отвечать на два вопроса и формулировать по итогу вывод из этих вопросов:
Вопрос темы: "О чем этот текст?"
Вопрос ремы: "Что сказал автор о теме?"
Ученику с младших классов (в идеале со старших групп детского сада) стоит практиковаться в обсуждении прочитанного. Если главная мысль, послание автора схвачена - это означает, что ребенок работает с содержанием. Это дорогого стоит. Лучше всего, если подобная работа не ведется в дисциплинарном тоне. Это беседы, это обсуждение, это радость работать в диалоге с авторами. Девочка 4-х лет может сказать о сказке "Кот и лиса", что главная мысль "У страха глаза велики". Трое ребят сказали о стихотворении Чуковского "Телефон" - что "трезвон утомил автора", или "можно понимать, когда надо звонить", "если бы не дозвонились бы, то бегемот бы пропал". В раннем детстве беседа о сказке, диалог строится шумно, дети любят говорить. Взрослый, который потерпит шум-гам и сумеет выказать искренне уважение маленькому мыслителю - пожнет готовность искать главную мысль.
В перспективе - это все работает на понимание текста.
Именно когда схвачено идея, что текст имеет структуру из значений слов и все это не просто слов перечисление - все это имеет значение, как система смыслов - тогда для ребенка вообще возможна работа по созданию своего собственного текста.
Родитель, который поддерживает фантазирование своего малыша, работает на развитие речи и развитие способности создания текстов. Ни в коем случае не смеяться, но возражать "за логику" стоит. Трудностей дети не боятся, дети боятся окриков и одергиваний. На этом уходит фантазия и остается только приспособление.
Однажды мы писали текст сюжета на телевидение именно по тема-рематическому способу. Только мы не текст анализировали, а старались идти от того, что мы хотим своим сюжетом сказать. Интересный опыт получился.
Другой способ работы по составлению собственного текста опробован с девочкой из 4 класса по заданию "описание картины". Мы взяли не картину из учебника, а иллюстрацию из любимой книги (довольно известного иллюстратора) и вместе пробирались через план. Как начинать, что сказать в середине, как завершить. Мы шли вместе. Получается, мы создавали совместно образец работы над сочинением-описанием. А вот потом девочка осталась один на один с заданием из учебника, но! с образцом, как действовать. Так как картины не имели ничего общего, кроме задачи - описать, ребенок пользовался только структурой. Получилось довольно интересно.
Теперь или самое легкое, или самое сложное. Мы, читатели, хотим интересного, авторского языка. Чтобы ребенок проявил творчество. Вот с этим все-таки сложнее всего. Особенно, если уже "натюкали" чудесными словами "ты должен".
Делюсь опытом своей бесстрашной работы молодого специалиста. Было дело, была учителем музыки. Поставила я себе цель амбициозную - привить любовь детей к слушанию классики. Избавить их от стереотипа "у, классика, скучно". Мы время от времени писали сочинения по музыке.
Слушали. А потом писали, как Бог положил. Я просила, чтобы дети следовали за чувствами. Чтобы они следовали за внутренними образами, и если у них складывается история, старались ее рассказать на бумаге. Я давала обещание, что не буду зачитывать ничего вслух без их разрешения, но каждому буду писать свое отношение.
И выделяла крохи интересных пассажей, эпитетов, свежих "красок". Потом я приходила в класс и спрашивала, могу ли я прочитать то, что меня взволновало. За все время только 1-2 человека отказались удачного фрагмента их работы перед классом. Остальным было важно, не только то, что услышал учитель в их работе, но и читатели (их одноклассники).
Я заметила тенденцию - если человек схватил образ, хотя бы раз, хотя бы парой слов. Если этот образ зацепил, и ты сумел объяснить, что такого особенного в том, что написал ребенок интуитивно - то тексты становятся более интересными раз от раза. Это как возможность раскрыть себя через образы, перестать бояться сказать то, что видишь внутри себя, что слышишь в этой музыке.
Однозначно, теперь как человек со стажем педагогической работы, могу сказать, что у меня было три козыря в рукаве:
- От музыки не требуют гос.стандартов, даже если они и есть.
- Я была молода, и мне хотелось достигать чего-то значительного.
- Музыка имеет свойство проникать в душу, и музыка имеет свойство порождать свои образы.
Но свое слово нарушать нельзя. Если Вы сказали, что зачитывать не будете, а сочинение гениальное. Вы гордитесь своим результатом (Вы ж сподвигли), а ребенок не хочет публичного чтения. Значит, уважайте право ребенка на молчание. Невозможно потерять доверие дважды. И заслужить его дважды тоже нельзя. Тонкая материя.
Итого:
- Учите понимать содержание готовых текстов.
- Давайте образцы структуры текстов. Давайте инструментарий ребенку.
- Если у взрослого нет терпения в такой работе - ребенок писать тексты не научится.
- Хотите авторского стиля - это отдельная учебная задача, которая не достигается за 1-2 урока.