Идут жалобы на поведение ребенка – и для начала нужно их уточнить точно выяснить, обсудить, что именно не так делает дочь, в каких ситуациях. На уровне «я захожу в комнату, она отворачивается», «я спрашиваю, как дела в школе, она говорит, что хочет бросить школу».
Дальше вопрос: в каком состоянии в эти моменты находится дочка? Вот просто назвать это состояние: гнев, страх, раздражение, тревога. Для каждой конкретной ситуации. Скорее всего, увидим, что ребенок часто находится в негативных состояниях.
И еще вопрос: в каком состоянии находится мама, когда с ребенком возникают конфликты?
Например, мама заходит к дочери в комнату – с каким чувством? Возможно, это гнев, или обида, или отчаяние даже. А в каких чувствах живет мама по отношению ко всей этой ситуации? Скорее всего это очень серьезный страх за будущее дочери, активное недовольство её поведением, может быть – болезненная обида.
Когда мы находимся в таких чувствах, мы обычно демонстрируем их не только словесно, но и невербально – сигналами тела, взглядом, тембром голоса.
А теперь представьте себе ситуацию: мама, находясь в своем негативном состоянии, требует от дочери каких-то действий (открыть дверь в комнату, поговорить о ее поведении). Будет ли ребенок чувствовать готовность сделать то, что просит мама? Или он захочет отгородиться, защититься?
Дети, как правило, могут очень хорошо чувствовать эмоциональные состояния родителей и эмоциональный фон семьи – этот навык они вырабатывают с самого раннего возраста. И взрослеющий ребенок может стремиться отделять себя именно от этих состояний.
А у родителей кроме негативных чувств к ребенку, есть и негативные чувства к себе. Довольна ли мама собой, как родителем, как человеком, если она, например, накричали на ребенка? Скорее всего – недовольна.
Это недовольство, в котором живут родители, создает постоянное напряжения. И часто это напряжение передается ребенку – и уже оно может быть причиной проблем в учебе. Стресс снижает обучаемость, когнитивные функции.
Получается, что негативные чувства мамы или папы (хотя их можно объяснить и оправдать) становятся причиной больших проблем для развития ребенка и коммуникации с ним.
Так что же получается, психолог предлагает маме не чувствовать справедливую обиду, если ей обидно, не чувствовать обоснованный страх за ребенка, если она боится?
В каком-то смысле это именно так. Без принятия на себя ответственности за эмоциональный фон в семье, за те чувства, в которых мы позволяем себе жить, проблему воспитания ребенка, проблему семьи в целом – не решить.
Мы ведь принимаем на себя ответственность за чистоту, порядок, достаток в доме?
А чувства – вещь не менее важная.
Чувство любви, безопасности – то, что мы можем дать нашим детям для их здоровья, для их развития. Плохое поведение ребенка не снимает этой ответственности с родителей. В подростковом возрасте, когда перед ребенком стоят очень сложные адаптационные задачи – чувство любви и защищенности в семье очень важно.
Психолог, с помощью подходящих методологических инструментов, готов научить родителей общаться с ребенком так, чтоб в этом общении даже в сложные моменты присутствовало чувство любви. Научить создавать эмоциональный фон, при котором конфликты решаются.
Это нужно и нам, и детям.