Есть несколько ситуаций, в которых может возникнуть потребность в таком специалисте:
1) Есть сформированный отдел маркетинга
2) Отдела нет, нужен самостоятельный и автономный" многорукий многоног"
3) Отдела нет, нужен узкий специалист под конкретные задачи
Как правило, в бизнесе в 99% случаев одна из этих ситуаций, поэтому для начала - общие рекомендации, затем конкретика, затем - методы поиска.
Из общего:
- Сформулируйте понятным и простым языком ваши ожидания от сотрудника-маркетолога. Сейчас само понятие "маркетолог" настолько широкое, что зачастую вообще не ясно, чем они занимаются. Возьмите, хотя бы классическую модель 4P (product, price, place, promotion) и расставьте приоритеты в этих четырех направлениях. Вам нужно доработать продукт, чтобы он стал более конкурентоспособен? Или необходимо управлять ценообразованием, заниматься трейд-маркетингом? Может нужно расширить каналы сбыта? Или просто нужны лиды / продажи? Исходя из этого - получится развернутое и понятное описание ваших ожиданий.
- Посмотрите, какой именно маркетолог вам нужен - просто зайдите на любой популярный портал и оцените другие вакансии. Какие там пишут задачи, какие требования к знаниям / умениям / навыкам. Какую зарплату предлагают. Исходя из этого - сложится представление о вашей вакансии, с учетом всех современных тенденций.
- Составьте так называемый "job offer", документ буквально на одну страницу, в котором сформулированы о должности: понятное название, ценный конечный продукт, ключевые задачи, инструменты и ресурсы, уровень зарплаты и зоны ответственности. Как правило подобную информацию запрашивают HR'ы или кадровые агентства, можете подсмотреть у них, как составлять такой документ.
- Смоделируйте, как этот сотрудник впишется в компанию - с кем будет взаимодействовать, кому подчиняться напрямую, как отчитываться. Это важно для составления карты soft скилов - т.е. личных качеств будущего сотрудника. Важно, чтобы пазл сложился. Можно сформулировать по шаблону: Наш идеальный маркетолог это "............", он отвечает за ".........", взаимодействует с "............" и т.д.
- Составьте вакансию и разместите её на всех возможных ресурсах, как внутренних ваших (сайт, соц. сети), так и на популярных площадках. Если откликов мало - значит с вакансией что-то не так, ведь маркетологов сейчас - великое множество. Сделайте условия более привлекательными и после этого подключайте "холодный поиск", через покупку доступа к базам резюме.
Частные случаи:
1) Если вы набираете сотрудника в отдел - значит внутри уже есть отлаженные бизнес-процессы и роли сотрудников. Первое, что важно прояснить - это подключить руководителя отдела и его участников - может функционал нового сотрудника легко распределить среди действующего персонала? Если нет, тогда можно прибегать к общим рекомендациям, вовлекая в составление вакансии команду, ведь они хорошо знают специфику, кто действительно нужен и под какие задачи.
2) Нужен "Многорукий многоног" - таких специалистов в рынке мало, поскольку как только маркетолог обладает широким пулом инструментов и умеет и дизайн, и рекламу, и аналитику, и ценообразование, и много-всего-ещё - он становится руководителем. В данном случае нужно или обращаться к агентству, или же всё-таки обрезать количество задач. Понятно, что можно найти хорошего маркетолога-универсала, но важно прояснить, что ему часто будет требоваться помощь аутсорс-компаний, которые обладают специализированной экспертизой. Если готовы на это - тогда смело ищите начинающего руководителя, выращивайте из него менеджера и пусть формирует со временем собственный отдел, отказываясь от аутсорса.
3) Удалось определить узкую специализацию маркетолога. Отлично, вы на верном пути. Сравните предложения аутсорсинговых компаний и решите, что вам подходит лучше по соотношению цены и качества: часто дешевле нанять потоковое агентство, даже если задач набирается на штатного специалиста фулл-тайм. Ведь нужно будет встраивать нового сотрудника в бизнес-процессы, которые часто хромают у маркетологов-одиночек, но отлажены у профильных компаний. Вместе с этим, если всё же выгоднее нанять человека - тогда имеет смысл смотреть релевантый опыт в других компаниях вашей ниши, зоны ответственности, результаты (в цифрах!) которые сотрудник достигал.
Методы поиска:
1) Публикация вакансии на агрегаторах - самый простой способ, порталов - великое множество.
2) Собственные площадки - опубликуйте вакансию в своих соц. сетях и на сайте. Часто за вами наблюдают лояльные клиенты, партнёры, потенциальные сотрудники - а они уже много про вас знают и быстрее адаптируются в работе.
3) Теплый круг - поинтересуйтесь у друзей и знакомых, как показывает практика - у предпринимателя всегда есть 1-2 свободных знакомых маркетолога, которые могут подойти компании здесь и сейчас.
4) Холодный поиск - оплатите доступ к базе резюме на популярных порталах поиска работы, наймите на фрилансе рекрутера, который отберет резюме и прособеседует релевантных кандидатов по вашим параметрам и пригласите себе лучших. Этот подход позволяет закрыть практически любую вакансию за 1-2 недели,
5) Площадки с курсами - обучение маркетингу сейчас крайне популярно, а трудоустройство после обучения - востребовано. Без проблем можете договориться, что примете на работу выпускника такого-то курса, будете заранее знать его компетенции, успеваемость и уровень знаний.