Ситуация в следующем: ищу уже около двух месяцев смм-специалиста по продвижению, полном сопровождению и рекламе в Инстаграм. Просмотрел все сайты, всех спецов, все рекомендации, но не нашел нужного. А проблема в том что направленность странницы в Инстаграм - киноиндустрия, актерское мастерство и т.д. Где найти такого специалиста из этой же сферы?
Прежде чем начать поиск SMM-специалиста, компания должна определиться, зачем ей нужно вести соцсети. Направления всего два:
а) для генерации лидов, которые отдел продаж будет конвертировать в клиентов;
б) для присутствия в интернете, чтобы повышать узнаваемость бренда.
В основном соцсети использует для продаж малый и средний бизнес. Крупный же бизнес и корпорации редко продают напрямую – для них соцсети становятся инструментом влияния.
SMM как отдельное направление в маркетинге все еще не преподают в университетах, поэтому стандарта в знаниях нет. Важными становятся только опыт и скиллы. Сертификат об окончании курса в онлайн-школе – это, конечно, хорошо, но SMM-щика характеризует не корочка, а его кейсы, рекомендации и личные способности.
Постоянно выходят новые инструменты, меняются тренды и появляются соцсети (например, взрывной рост популярности Тик Ток). SMM-щик должен быть в курсе и как минимум – в своей сфере. Поэтому, например, таргетолог с аттестацией от Facebook вынужден пересдавать диплом каждый год – принципы таргета вечно меняются и нужно уметь с ними работать.
На что важно обратить внимание заказчику при поиске SMM-щика:
Релевантный опыт в сфере бизнеса работодателя. Если SMM-щик вел аккаунты салонов красоты, то он подойдет для вашего барбершопа (скорее всего). Но вряд ли потянет социальные сети автосалона, фабрики или киностудии. В идеале опыт SMM-щика как минимум совпадает со сферой деятельности бизнеса работодателя.
Знание текущих трендов соцсетей. Если SMM-щик говорит, что Тик Ток – это что-то непонятное, а мемы в соцсетях не нужны, то он не понимает, как устроены интернет и соцсети. Вряд ли это хороший специалист.
Грамотность. Это не про лишние запятые и опечатки. В соцсети приходят не для того, чтобы читать вылизанные тексты, а за развлечением или отдыхом. Грамотность – это когда SMM-щик понимает, зачем нужен контент в соцсетях, как он устроен и какие результаты может дать.
Никто не дает четких гарантий. Маркетинг – инструмент, а не волшебная палочка. Если SMM-щик говорит, что гарантирует подписчиков по 5 рублей и 100 клиентов с таргета, то он юлит. Правильно давать не цифры, а показывать эффективность: если мы вложим N-средств, то получим процент роста Z.
SMM – понятие комплексное. В него входит комьюнити-менеджмент, таргетинг, администрирование, копирайтинг. Один работодатель отдает под ключ сайт, соцсети и даже обработку входящих звонков от клиентов. Другой дает в управление только контент в Instagram, а таргетолог и дизайнер остаются на фрилансе в другой точке страны.
Поэтому навыки у SMM-специалистов тоже разнятся. В идеале, конечно, SMM-щик умеет делать все: настраивать таргет, делать текст, создавать фотоконтент, проводить аналитику и «уметь в коммуникации». Для маленького проекта (местный барбершоп, гончарная мастерская, флористика) это нормально. Но для крупного (сеть магазинов, автосалон, супермаркет) одного человека недостаточно. Поэтому SMM-специалист часто становится руководителем целого отдела: заказывает тексты у копирайтеров, креативы у дизайнеров и рекламу у таргетолога. Сам же он занимается аналитикой, контролем исполнителей и комьюнити-менеджментом. На все это нужен бюджет.
Итак, про что важно помнить:
Бизнесу важно определиться, для чего ему соцсети: для продаж или популярности.
SMM – часть маркетинга, на который выделяется бюджет. SMM-щик осваивает этот бюджет.
Результат работы SMM-щика должен быть измеримым.
SMM-специалисты обладают разным опытом и делятся на сферы деятельности.
В работу SMM-щика не обязательно входит ведение всего проекта под ключ.
Как составить объявление о поиске SMM-щика так, чтобы откликнулся нужный человек
SMM-щика ищут следующим образом:
по рекомендациям коллег по бизнесу;
в профессиональных сообществах SMM-щиков, например SMM Hunter, Комьюнити-менеджеры, SMMjob, Тендеринг, SMM VAKANCY;
у себя в соцсетях: написать пост с вакансией и выложить;
на специальных площадках по поиску работы в Телеграм: На Удаленке 2.0, Freelance Choice, Интересная работа в Москве;
схантить у конкурентов: написать в личные сообщения в аккаунты, которые вам нравятся;
на сайтах по поиску работы: HeadHunter, Вакансии для Хороших людей, Finder;
через кадровые агентства: смотреть по месту, но придется отдать процент от ЗП успешного кандидата.
Если не удается найти специалиста через личные знакомства, то необходимо размещать вакансию в интернете. Разберем такое объявление на двух примерах: одно удачное, другое – не очень. Хотя обе вакансии и написаны по одной формуле (описание, обязанности, требования, условия), подход получился разный.