В философии, как известно, учение о бытии называется онтологией... И первая книга Библии - Книга Бытия...
Мне нравится ответ Александра, потому что сам я считаю ответом на загадку Ветхого Завета (Бытия) - сущность Иисуса...
Некая знакомая девушка, 19 лет, готовилась недавно к экзамену по философии в колледже - при мне готовилась. Я взял книжку, по которой их учат, зачитался. Я узнал. что философия, оказывается прошла уже три этапа: онтологический, эпистемологический (гносеологический) и экзистенциальный. И этот последний считается завершающим. Мол, вот как надо. Я вник, что там под экзистенцией понимается, и вдруг узнал то, что я давно пониманию под учением Христа.
Онтологический этап предполагает, что человек себя полагает ничем, а внешний мир, внешнее знание - всем. И ему, неучу непутёвому, предстоит подобострастно впитывать вливаемые в него премудрости. Может, кому такое в кайф, но мне изначально такой процесс претил. У меня не получалось воспринять и принять чужое. И сколько я ни вникал, как это удаётся другим, я видел, что люди блаженствуют в свете кого-то сильного, умеющего быть значительным - вот и всё их понимание.
Да, но и философы в целом разочаровались в таком подходе. И начался этап гносеологический, когда обращено было внимание на процесс познания. Мол, что-то не получается у нас познать бытиё, может, мы что не так делаем? А как именно мы его познаём? И как познавать правильно?
И вот ответ: экзистенциальность. То есть, ты сам, человек, и есть мир. Ты и есть сам свой объект. Ты и объект, ты и субъект. Все ответы в тебе. Теперь у тебя есть, кого спросить - это ты сам. Всего лишь надо научиться слышать свои правды.
Что же такое Иисус? Для меня это воплощение экзистенциального подхода. Слышать голос Отца в тебе самом, человек, - вот ответ на всё, вот твоё спасение. Отец небесный дан тебе непосредственно. Знает всё он, а тебе, человек, не столько знания нужны, сколько практические выводы из тех знаний. Так он тебе и диктует эти самые выводы, направляя тебя к твоей благости наилучшим для тебя, персональным твоим путём. Главное то, что теперь ты свободен от преклонения перед чужими премудростями, все премудрости даны тебе непосредственно... Ты и есть мир, потому что в тебе бог... Не ты бог, но бог в тебе. Эта формула и есть Иисус как модель того, каким мне необходимо понимать самого себя...