Путем маневрирования и достижения компромисса между изначальным сюжетом и творческими ограничениями (рифма, размер), которые в идеале идут на пользу сюжету.
Когда речь идет о распространенной рифмовке АБАБ (первая строка рифмуется с третьей, вторая - с четвертой), я обычно придумываю последнюю и предпоследнюю строчки четверостишия. Затем работаю над второй, которая с ней рифмуется. Не удается подобрать рифму, оставшись в рамках сюжета, - видоизменяю эту последнюю строчку, используя синонимы.
Пример "от балды" в духе советских стенгазет: мы хотим написать эпиграмму на неуспевающего ученика, Ваня-де любит оружие, коллекционирует его, новый элемент коллекции - это кол в дневнике:
1
2
Он к коллекции прибавит
Кол по рисованию.
1
- - - - с Ванею:
Он к коллекции прибавит
Кол по рисованию.
Не могу придумать рифму к "прибавит" - переформулирую строчку:
Ваня пистолеты любит,
- - - - с Ванею:
Но в коллекцию поступит
Кол по рисованию.
Варианты второй строчки:
Неполадки с Ванею
Но проблема с Ванею.
Эврика!
Ваня пистолеты любит,
Но проблемы с Ванею:
Ведь в коллекцию поступит
Кол по рисованию.
Теперь надо поработать над "пистолетами", чтобы показать - Ваня любит оружие как таковое:
Ваня наш оружие любит (будет читаться как "оружье", для стенгазеты сойдет).