Есть несколько аспектов влияния коронавируса на телевидение.
Экономический аспект. На фоне прогрессирующего экономического кризиса, вызванного пандемией, падением спроса на товары и услуги и банкротства множества компаний, являющихся телевизионными рекламодателями, очевидно, что станет меньше рекламы. Меньше рекламы – меньше денег на производство. В первую очередь от этого пострадают дорогостоящие тв-проекты: высокобюджетные сериалы и шоу, а также зарубежный кинопоказ, который привязан к курсам иностранных валют. Также под вопросом проекты, которые снимаются за границей – непонятно, когда туда вообще теперь можно будет выехать.
Очевидно, что телеканалы будут изворачиваться и искать более оптимальные с экономической и логистической точек зрения решения – дешевые форматы с повышенной повторяемостью и маржинальностью, студийные шоу, для съемки которых далеко ездить не нужно, ну и путешествия по России. Знай и люби свой край.
Также станет больше повторов, поскольку временной разрыв, необходимый на перестройку производства, нужно будет чем-то перекрывать.
В известном выигрыше окажутся каналы, построенные по библиотечному принципу – которые сами мало что производят, зато демонстрируют много чужого «библиотечного» контента. Этакие телевизионные аналоги видеосервисов, которые сейчас все бросились смотреть. Также короновирус вряд ли навредит популярности каналов, эксплуатирующих паническую контентную повестку – мистику, конспирологию, тревожные новости. Кстати, во времена кризисов и хаоса телесмотрение новостей и информационных каналов также увеличивается, потому что ничто так хорошо не продается как плохие новости.
Что до эмоционального аспекта, то, конечно, изменится зрительский запрос и в этой области. С одной стороны, как мы уже сказали, плохие новости, с другой, желание уйти от всего этого подальше – в добрую сказку, позитив, в мир, где нет коронавируса и связанных с ним проблем. Примером тут может служит мультипликационный канал «Карусель», который сейчас выполняет абсолютно терапевтические функции не только для детей, но и для взрослых. (Напомню, что золотой век Голливуда пришелся именно на времена Великой Депрессии, которую тот лечил своими легкими, позитивными комедиями, мюзиклами и мелодрамами). Ну и, конечно, во времена, когда люди испытывают потребность в человеческой солидарности, тяге друг к другу, шоу, эксплуатирующие негативные стороны людской натуры, будут смотреться явно не к месту. И звезды, кичащиеся своим богатством, амбициями и превосходством, тоже. Быть может, именно коронавирус вытащит телевидение из того тупика, в который оно себя загнало за последние 20 лет. И оно снова вспомнит, что его задача помогать объединять людей, а не разъединять их.