Здравствуйте, по данному вопросу есть отличная книга: Eric Topol, The Patient Will See You Now / Эрик Тополь, Будущее медицины, есть русскоязычное издание тиражом 2000 экземпляров.
За последние 30 лет:
Появился интернет с кучей статей, отзывов, рейтингов.
В России появилась частная медицина.
Появилась телемедицина.
Появились новые способы исследований, а к старым расширился доступ.
Все это очень сильно демократизирует медицину, работа врачей стала очень близка по духу к сфере услуг, где клиент всегда прав.
Если 30 лет назад пациент приходил к врачу совсем без знаний, у него не было права голоса и выбора альтернативного врача.
Пациент должен был со всем соглашаться, либо отказаться от лечения.
В наши дни пациент может сначала изучить статьи по своей возможной болезни в интернете, уже иметь представления от том какое лечение ему назначат, может заранее отправить врачу фотографию своего недуга и получить ответы благодаря телемедицине, посмотреть рейтинги врача и почитать отзывы, выбрать нескольких специалистов и после их консультаций выбрать в качестве лечащего врача того, кто ему понравился больше, требовать от врача подробных разъясней, задавать вопросы и не бояться услышать в ответ: «потому что я так сказала».
Можно продолжать очень долго, но общий посыл такой, у пациента появилось больше прав и возможностей, а у врача появилась необходимость в обязательном порядке быть вежливым, терпеливым, тактичным и честным. В противном случае пациент легко выберет другого доктора, а врач станет