Предлагаю Вам простроить работу следующим образом. Возьмите небольшой художественный текст, прочитайте его, попутно записывая себя на диктофон . После, внимательно слушаете. Обратите внимание на те звуковые сочетания, которые вы не проговариваете, либо проговариваете плохо, также уделите внимание проговариванию окончаний. Выпишите те звуки, которые звучат плохо Среди них скорее всего будут встречаться определенные сочетания в которых доминирует конкретный звук. К примеру "КР", "ЗД", "СГ", "РТ", "ЧС", "ТОР". Обратите внимание, что чаще в этих сочетаниях встречаются звуки Р и С ( к ним мы перейдем чуть позже) Далее вы пишите для себя таблицу где к каждому сочетанию вы подставляете следующие И, Э, А, О, У, Ы. Пример: "КРИ", "КРЭ", "КРА", "КРО", "КРУ", "КРЫ". Это ваша индивидуальная таблица. Вы должны проговаривать ее ежедневно, медленно аккуратно, все звуки должны быть четкими. Каждую комбинацию произносим минимум три раза.
Работа со скороговорками. Вспомним, про проблемные звуки Р и С. Подберите себе скороговорки, но большую часть из них должны составлять скороговорки с этими звуками. Начинать работу над скороговорками надо вмедленном темпе. Избегайте однотонного произнесения текста. Когда освоите скороговорку , можете произносить ее в привычном вам темпе.
Выполнять дикционные упражнения нужно ежедневно.
Подробнее о голосе вы узнаете из моего подкаста "Голос и речь".
Читайте вслух. Проговаривайте скороговорки, в которых акцент делается именно на те звуки, которые у Вас "западают ". При этом желательно что-то положить за щеку, например,орех.
Прогресс будет заметен скорее, чем Вы думаете.
Артикуляционная гимнастика для губ и щек
Скороговорки (сборников много-много различных,в зависимости от необходимого произн.)
Пение (желательно в голос)
Чтение в слух
Поищите в Интернете скороговорки, например — «Во дворе трава, на траве дрова, дрова вширь двора, дрова вдоль двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор обратно» или «Карл украл у Клары кораллы, а Клара у Карла украла кларнет, если бы Карл не крал бы у Клары кораллы, то Клара б не крала у Карла кларнет»... найдите ещё десяток и выучите наизусть. Затем, каждое утро, примерно 20-30 минут, обязательно ВСЛУХ повторяйте их одну за другой в убыстряющимся темпе. Главное условие этого упражнения — во рту у вас должны находится небольшие лесные орехи в гладкой скорлупе, или стеклянные шарики, или некрупная морская галька ( такие обкатанные прибоем камешки).
Упражнение начните с двумя камешками во рту, затем с четырьмя и т.д. Если вы с десятью камешками во рту научитесь внятно и быстро произнести все скороговорки членораздельно, то это будет означать что у вас дикция на уровне телевизионного диктора. Но на этот уровень вы сможете выйти года через 3-4 ежедневных и упорных тренировок.
Надеюсь вы понимаете, что подобными упражнениями вы тренируете мышцы рта. Вы заставляете работать те маленькие мышцы, которые у обычного человека просто бездействуют. Помните, хорошая и чёткая дикция — это очень красиво!!!
Вот Вам скороговорочка, которая решит все ваши ваши проблемы с дикцией, естественно при должном уровне усердия)))
Повторяйте каждый день это упражнение для дикции (читать вслух). Если каждый день вы будете проговаривать это упражнение 1-5 раз, то через две недели вы заметите ошеломительные результаты
Упражнение:
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа
лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии,
но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент,
лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе,
где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке,
который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку,
купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи,
а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то,
что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл;
но на самом деле турка не был в деле,
да и Клара-к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет,
а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали;
но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во
мраке все раки шумели в драке, - вот и не до бомбардира ворам было, и
не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей;
зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова,
и два дровосека, два- дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары
выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор,
где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла;
цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь;
молодец против овец, а против молодца сам овца,
которой носит Сеня сено в сани,
потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках:
санки- скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб,
а Сашка только шапкой шишки сшиб,
затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел;
Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку,
да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки —
аккурат в медовик, но ей не до медовика —
Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, - перевыпономарит:
жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится:
была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет,
что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей,
что у ужа — ужата, а у ежа- ежата,
а у него высокопоставленный гость унес трость,
и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши,
да так, что даже Константин — зальцбуржский бссперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать,
так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить;
но попытка — не пытка.
И еще несколько советов:
1) Положите в рот несколько орехов и произносите скороговорки, варьируя темп от медленного к быстрому.
2) Используйте разное количество и крупность орехов, усложняя задачу.
3) Запишите на диктофон отрывок определенного текста. Послушайте что именно слышит ваш собеседник. Вряд ли вам понравится то, что вы услышали. Записывайте до тех пор, пока ваша дикция не достигнет удовлетворительного уровня.
Для улучшения дикции существует масса способов:
Читайте вслух с интонацией.
Проговаривание в слух букво и звукосочетания, вызывающие трудности в произношении.
Возьмите в привычку говорить осознанно, проговаривая каждый звук, расставляя паузы.
Добавьте необходимые интонации в вашу речь.
В работе над дикцией нужно разделять работу над речью, и работу над артикуляцией. Одно без другого просто не может существовать. Только комплексная программа работы даст результат.
Чтоб сейчас не перепечатывать, я могу вам скинуть целую статью с пятью упражнениями на развитие речи и дикции, там же есть табличка с советской гимнастикой для артикуляции. Она для детей (гимнастика), но лично я ее считаю и для взрослых одной из самых лучших.
Прежде всего тренировки. Причем тренироваться надо не у себя дома с котом, а в экстремальной ситуации, например на радио или подкасты записывать хотя бы.
Существует огромное количество скороговорок, выучив которые можно подтянуть дикцию.
Желаю удачи.
Ежедневно заниматься: говорить скороговорки, пока не получится быстро и четко. Можно набить рот мелкими камешками (чистыми!) или чем-то подобным и говорить с ними. Читать вслух и обязательно с выражением стихи, выучивать их наизусть и время от времени повторять. Записывайте во время упражнений себя на магнитофон, а потом прослушивайте - так вы обратите внимание на свои ошибки и вам будет легче их исправлять. Если голос тихий, тогда создайте какой-нибудь шум (если рядом есть море и ветер, то вперед на берег моря) и тренируйтесь говорить громко и четко, стараясь перекрыть этот шум.
Ответ прост, систематично делать упражнения на развития дикции и артикуляции. Для начала нужно понять какая разница между этими двумя понятиями.
Дикция - это ясное и отчетливое произнесение слов, слогов и отдельных звуков.
Артикуляция - это работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.
⠀
Чтобы замотивировать вас делать такие тренировки, напомню, как они важны. Умение говорить четко, грамотно, красиво и убедительно очень пригодиться на любом выступлении, презентации, в том числе, и в работе на камеру. Так что, если вы ведете свой блог, мастерство речи будет особенно полезно.
Я дам несколько артикуляционных упражнений, которые будут очень полезны для развития речевого аппарата.
Итак, потренируем сегодня «взрывные согласные». Это согласные, при артикуляции которых, нёбная занавеска поднята, и воздух проходит в ротовую полость, а размыкание смычки происходит резко и напоминает взрыв.
Всевозможные сочетания взрывных согласных развивают весь артикуляционный аппарат:
"п-б" - губы, "т-д" - кончик языка, "к-г" - спинку языка. Активно взрывайте согласные в следующем упражнении:
ПТКА, ПТКО, ПТКУ, ПТКЭ, ПТКИ, ПТКЫ
БДГА, БДГО, БДГУ, БГДЭ, БДГИ, БДГЫ
КПТА, КПТО, КПТУ, КПТЭ, КПТИ, КПТЫ
ГБДА, ГБДО, ГБДУ, ГБДЭ, ГБДИ, ГБДЫ
ТПКА, ТПКО, ТПКУ, ТПКЭ, ТПКИ, ТПКЫ
ДБГА, ДБГО, ДБГУ, ДБГЭ, ДБГИ, ДБГЫ
Продолжаем тренировку активно произнося взрывные согласные в следующих словах:
КБДительности, КПТице, оБТКацкий станок,
аБСТРакция, оБСТРукция, оБСТРелять,
ВЗБежал, ВПРавил, ВКРатчив, на уМВЗБрести,
о нёМВЗДыхать, куроКВЗВёл, боДРСТВовать,
муДРСТВовать, поСТСКРиптум.
паРТВЗНос, В3Будоражить, ВЗБадривать,
дилетаНТСТВо, агеНТСТВо, адъюНКТСТВо,
сверхВСТРевоженный, пуНКТВСТРечи;
конспеКТСХВатил; не моГВЗДРемнуть;
коНТРВСТРеча, куНСТКамера, ведоМСТВо,
коНСТРукция, деТСТВо, беГСТВо, браНДСПойт,
цеНТРФорвард, маРШБРосок, рекоРДСМен,
коНТРНаступление, свеРХЗВуковой,
филосоФСТВовать