Я много этим занималась в Нью-Йорке. У нас нас был институт для психологов, психиатров, приехавших из России, которые тут переучивались, и они сами опять же были эмигрантами. Поскольку я была одной из самых первых, кто здесь с этой проблемой работал, то знаю почти всех, кто с психологической точки зрения помогал эмигрантам адаптироваться.
Когда новый эмигрант становится уже старым эмигрантом? Когда приезжает новая волна эмиграции. Так говорит мой друг, психолог по образованию Михаил Гальперин. С другой стороны, он же говорит, что Моисей выводил евреев из Египта 40 лет, и всю дорогу они бурчали и были недовольны :)
Поэтому очень трудно сказать, когда это заканчивается.
Я думаю, что когда человек становится двуязычным, то есть относительно свободно говорит на языке той страны, в которую он уехал, тогда он вполне удачно адаптируется. Если он не очень удачно адаптируется, то как бы застревает на фазе первичной адаптации и особенно никуда не двигается. Есть люди, которые ищут путь наименьшего сопротивления, они боятся что-то менять, учиться, осваивать новую профессию, им кажется, что все это очень трудно и сложно, и они сидят себе и чем-то занимаются, такой вот Брайтон Бич.
Я полностью адаптировался за 3-4 года, даже настолько, что теперь мне нужно адаптироваться на родине, чтоб спокойно жить. Когда ты переезжаешь с детства, то адаптироваться намного легче!