Станислв Дробышевский (биолог и доцент кафедры антропологии биофака МГУ) в своих лекциях рассказывал о том, что именно спровоцировало изменение мозга (а вместе с ним и эволюцию интеллекта) человека. Да, изменения мозга происходят не просто так. Их провоцируют внешние факторы.
Так вот, основным внешним фактором, который подтолкнул мозг обезьяны к развитию — стало прямохождение. У обезьяны освободились две конечности, которыми она смогла делать всякие штуки. Ну, то есть, обезьяна всякие штуки передними конечностями могла и до этого делать, но в сильно меньшем количестве. А когда конечности полностью сняли с себя бремя передвижения и карабканья, то передними лапами обезьяна стала учиться делать вообще много всяких штук. И вот эта необходимость учиться потребовала изменений мозга, которые в результате сделал из обезьяны человека.
Так вот, чтобы по аналогии начал развивать мозг дельфина до уровня человека, нужно, чтобы дельфин начал делать всякие штуки, которые не связаны с его сиюминутными потребностями: охота, еда, секс. Для обезьяны дополнительные занятие предоставили свободные руки. У дельфина возможностей меньше, т.к. всё его тело занято тем, чтобы осуществлять передвижение в воде. И очень большой объём мозга занят именно обработкой информации о передвижении, чтобы ориентироваться в открытом океане (почитайте об этом отдельно, чтобы понять, что для дельфина ориентирование на местности — это вам не баран чихнул).
Чтобы высвободить ресурсы мозга дельфина для развития, нужно снять с него бремя ориентирования в пространстве. То есть, дельфин должен сменить среду своего обитания. Например, уйти жить на мелководье. Или какие-то физические трансформации. И вот если с их помощью дельфин начнёт делать что-то, кроме повседневных необходимых вещей, то начнётся развитие его мозга. А до тех пор, пока внешних факторов дельфину не выдадут, он так и будет "кикики".