Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Индивидуальные траектории — тотальное неравенство образования или реальное развитие индивидуальных способностей? Что думаете?
"Все идеологи цифровизации образования в один голос твердят о том, как важно вводить в образование систему «индивидуальных траекторий» в обучении. Так, например, идею «индивидуальной траектории обучения» активно продвигает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он утверждает, что в скором будущем искусственный интеллект будет оценивать каждого ребенка и подбирать ему индивидуальный план обучения. Наверное, всем при этих словах подумалось, что ИИ будет оценивать интеллектуальные способности ребенка и подбирать тот набор и форму знаний, которые ему по силам. Возможно, на первый взгляд такая модель может показаться целесообразной, но если вглядеться в нее серьезно, то можно увидеть некоторые очень недобрые черты. Во-первых, само по себе разделение детей на некие группы по их способностям уже содержит в себе предпосылки к кастовости. Во-вторых, такой подход не способствует собственно развитию детей. Потому что сегодня та или иная задача ребенку не по силам, а завтра он с ней справится. Если сейчас он знает, что его сверстники эту задачу решили, и понимает, что и он сможет, если будет стараться, он станет прилагать усилия, он будет тянуться вверх. А может быть, он с ней справится, если ему поможет учитель, живой, способный увидеть в глазах ребенка сомнения, умеющий подобрать для объяснения верные слова именно для него. Быть может, учитель пробудит у ребенка интерес к предмету. А сделать это можно только если в учителе в самом горит огонь любви к своему предмету. Всего этого не сможет сделать искусственный интеллект. Он не сможет привить ребенку любовь и интерес к предмету, потому что сам ничем этим не обладает. Но главное заключается в том, что у нынешних цифровизаторов образования и нет цели помогать детям. Новые реформаторы вовсе не намерены создавать образование, нацеленное на интересы детей и родителей. Более того, исходить из интересов государства они тоже не намерены. Индивидуальные траектории для учеников будут создаваться, исходя из интересов бизнеса, корпораций" — О дивном новом цифровом образовании. Часть II
Создание и оценка системы научного сопровождения с... · 4 окт 2022
Мои аргументированные соображения по предмету вопроса.
На мой взгляд, автор, по сути дела в одном вопросе, задаёт два, характеризующих различные смыслы.
Первый. Можно ли при желании с помощью индивидуальной траектории существенно развить индивидуальные способности?
Второй. Можно ли при желании посредством индивидуальной образовательной траектории значимо повысить свой личный социальный статус?
Думаю, можно и то и другое. Вопрос, как это сделать?
Главное определиться, что собой представляет выше названный инструмент и при каких условиях может быть получен положительный результат от построения и применения индивидуальной траектории.
В дошкольном и школьном возрасте я освоил и реализовал мою индивидуальную траекторию. Последовательно записался в три библиотеки. И очень многое прочитал взамен подготовки к урокам. Кроме того в нашей школе имелся достаточно большой выбор кружков, что в определённой мере определяло мой индивидуальный выбор и приобщило к спорту, фотографии, музыке.
Согласно информационным источникам вузовский вариант «Индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) есть персонализированный путь студента в университете. С первого курса студент, кроме общих дисциплин, которые он изучает вместе со всей группой, сам может выбирать предметы и преподавателей, которые ему интересны». Интересно, кто автор этого?
Быль. Диссертант выражает неудовольствие по поводу негативного отношения к его десятилетней научной разработке. Актуальность есть, адекватность есть, достоверность есть, точность есть, эксперимент есть, интеллектуальный продукт есть, результат подтверждён…
– Ну, почему?
– Тебя не любят студенты и коллеги…
– А кого они любят?
– Неужели не понял?… Новую ассистентку!
Как создать и реализовать индивидуальную профессионально содержательную индивидуальную траекторию для студента, а не образовательную мистификацию типа: «Кто кому нравится».
Как избежать общепринятой практики высшей школы. Когда административными усилиями получают достаточно очевидный вариант соединения существующих учебных планов и рабочих программ дисциплин. Или некий симбиоз вроде второго высшего образования или магистратуры с многократным повторением ранее изученных знаний. И формальными группами элитного образования.
И ни каких чудес, никакого нового образовательного продукта или эффекта кроме пиара. В рамках условий существующего высшего образования это путь традиционных заблуждений бюрократии и мелкой коммерции с утратой национального интереса и продуктивного результата изменений в обучении и самообучении.
Т.е. в пределах учебной программы и никакого эксклюзива. Только различие авторских толкований традиционного знания. И всё?
На наш взгляд разработка и освоение индивидуальной образовательной траектории представляет собой последовательное создание нового эксклюзивного индивидуального образовательного продукта.
Есть две принципиально различные научные технологии (концепции, парадигмы, техники и практики) создания образовательного продукта.
Первая. Проектирование образовательного опыта (learning experience design или LXD) — это процесс создания образовательного продукта, который позволит учащемуся достичь желаемого результата с ориентацией на его личность и цели обучения. Делается допущение, что всё, что он знает и умеет и является опорой для создания нового образовательного продукта. В этом случае полезна креативная генерация индивидуальных творческих идей и коллективный творческий синтез. Для этого используются активные игровые методические элементы и стимулы состязательности в учебном процессе.
Вторая. Учебный дизайн (ID), также известный как дизайн учебных систем (ISD). Это практика последовательного систематического проектирования и применения образовательного продукта.
Эти технологии дополняют друг друга. Вопрос только в том, что первично, а что вторично?
Проектирование образовательного опыта более полезно при получении выгод от рыночной конкурентной дезинтеграции субъектов экономической и технико-технологической среды.
Образовательный дизайн более полезен при получении выгод от интеграции субъектов экономической и технико-технологической среды процессов производства и управления предприятий, производственных комплексов, стратегических хозяйственных единиц, технологических модулей, рабочих мест, домовых хозяйств. В корпоративных, территориальных, региональных и международных проектах и мегапроектах.
В настоящее время российская экономика прошла этап рыночной дезинтеграции и осваивает стадию интеграции. Поэтому технологии образовательного дизайна первичны и уже потом дополняются техниками проектирования образовательного опыта.
Всё зависит от того, как профессионально формировать систематический дизайн образовательной траектории. Как выстраивать и чем заполнять индивидуальный образовательный маршрут?
Полагаю, для большей эксклюзивности образовательного дизайна индивидуальных траекторий кроме уже существующих следует применить ещё несколько критичных условий.
Первое условие. Проблемная ориентированность. Т.е. будет изучаться актуальная проблема и будет получено новое продуктивное знание с определёнными признаками новизны и особенным результатом его использования в решении научных и практических вопросов. (Пример Фото 1).
Второе условие. Содержательность, наполненность практичным знанием. (Пример Фото 2).
Третье условие. Осознанный выбор подходящего методологического наполнения. «Найти в Яндексе»: «Чем не является и чем является наука, кого можно считать учёным? (Пример Фото 1.5.)».
По моим представлениям, можно опустить некоторые моменты предвосхищения, экзальтированного популизма ИИ в виде нейронных сетей. В моём понимании это не самый лучший способ распознавания состава, строения и функционирования технико-технологической среды процессов производства и управления. Лучше подходит функционально-целевой метод анализа. В дополнение к параметрам связи, распознаваемых нейронной сетью, он распознаёт и первичные аналитические признаки состояния функциональной среды. Это улучшает возможности понимания, классификации и проектирования изменений, их моделирования и активных экспериментов.
Потому поможет не столько общая идеология цифровизации, или общая установка на применения нейронных моделей, а более детальный глубинный системный анализ объектов исследования.
Методологический выбор даст две траектории развития в решении целевых задач:
оперативное управление по отклонениям при использовании культурной аналитической традиции слабо структурированных научных подходов;
стратегическое управление инновационным развитием технико-технологической среды с использование глубоко структурированного функционально-целевого системного подхода.
В любом случае следует начинать формирование индивидуального маршрута с освоения преподавателями, руководителями, специалистами предприятий и студентами функционально-целевого метода анализа систем в качестве методологического инструмента упорядочения разрозненных знаний, полученных в различных парадигмах. Подобно упорядоченное знание буде хорошим командным признаком.
Затем уже в управлении по отклонениям выходить на систематизацию разрозненных сведений из культурного наследия знания. Практически все обучаемые смогут в номинальном смысле освоить этот этап. И начинать карьеру узкоспециализированного работника предприятия.
Более сложным является путь разработки и реализации в реальном производстве системной исследовательской концепции стратегического инновационного развития.
Данный метод и его реализация в проектах на реальных производственных и социальных объектах поддаётся примерно каждому четвёртому обучающемуся независимо от его социального статуса, образования или учёной степени. Всё зависит от личных способностей в обучении, практического опыта, самообучении и проникновении в сущность актуальных практических и научных задач. А, также, от выбора компанией типа управления: финансово ориентированное или продукт ориентированное.
Что можно ответить на вопросы автора?
Для того, чтобы стать в молодом возрасте вице президентом крупной компании с высоким социальным и ролевым статусом исследовательские навыки и проектирования дизайна образовательного продукта не обязательны. Достаточно документа об образовании. Здесь другая причинно-следственная связь человеческих отношений в управлении.
Зато для лиц, успешно освоивших этот процесс, есть шанс стать ключевыми работниками (key person) в инновационном развитии высокоинтеллектуального технико-технологического пространства. Для этого по природным и личным качествам независимо от социального происхождения пригоден каждый четвёртый.
Прежде всего образование это ключ для открытия двери в социум. Если к этому ключу найдется подходящая дверь и проходя в нее человек займет соответствующее место в обществе, то это желаемый результат и, собственно, цель образоват... Читать далее
Развитие мышления и решение проблем (логика, ТРИЗ... · 13 окт 2022
> само по себе разделение детей на некие группы по их способностям уже содержит в себе предпосылки к кастовости
Не содержит. Это популярная кьюшная истерика. Классифировать по уровню интеллекта не значит ограничивать в правах... Читать далее
Применили к ученику ИОТ. Стал он весьма полезным исполнителем "хотелок" руководства фирмы, которая выбирала для него ИОТ… А с людьми на улице разговаривать не может. Потому что в ИОТ не предусмотрено обучение языку, на котором... Читать далее