Ну давайте все же отметим, что процитированные слова являются словами Вергилия, которые он вложил в уста Юпитеру. Более того, «Энеида» являлась эпическим произведением, вызванным к жизни идеологией всего правления императора Августа, который вознамерился утвердить т.н. золотой век. Собственно, Август и открыл этот самый золотой век, который продолжился до времен императора Траяна, когда Римская империя достигла максимального расширения своих границ, а после только оборонялась и постепенно утрачивала свои приобретения (хотя и постепенно и с некоторыми успехами в деле их временного возвращения). Потому, разумеется, Вергилий в этих словах лишь отразил идеологему, не более того. Что касается связи между принятием Христианства и крушением Римской империи, то это тоже идеологема; ее активно разрабатывали те представители политической элиты IV–V вв., которые исповедовали язычество (или прикрывали свое фрондерство по отношению к императорскому двору традициями древнейших римлян). Собственно, о них можно почитать у Павла Орозия (весь его трактат направлен как раз против такого рода попыток связать эти два обстоятельства); яркими представителями подобного подхода являются историки Евнапий и Зосим, которые много и вульгарно спекулируют на теме религиозного выбора того же императора Константина. На деле принятие Христианства не положило конец ни римской культуре, ни политическим традициям. Кризисное состояние самого Римского государства отмечалось еще Титом Ливием, и первые тревожные признаки близящегося падения обозначились уже в конце правления династии Антонинов. Империя постоянно должна была оборонять границы (между тем как противостояние римлян и германцев на Рейнском рубеже превратилось в хроническое еще в I веке н.э.), а также поддерживать внутреннее единство. Между тем феномен узурпации власти в провинциях имел место опять же еще в I веке н.э., а в III веке явил себя просто в невероятном масштабе. За узурпаторами стояли локальные элиты и местные легионы. Череда внутренних неурядиц приводила к проблемам в сфере экономике, затрудняла поддержание инфраструктуры. Сюда прибавим и похолодание (климатический пессимум), которое началось с III века и достигла пика в VI веке. Стоит обратить внимание и на оскудение культурных ресурсов: характерным примером является появление всевозможных компиляций и бревиариев, главная цель которых состоит в том, чтобы охватить уже имеющееся культурное и научное наследие, сделав его доступным и понятным (оттого происходит упрощение). Однако такой подход мы видим уже у емкого Веллея Патеркула, у любившего конспекты Плиния Старшего, у собиравших занимательные факты (всякую всячину) Валерия Максима, Авла Геллия, Афинея, т.е. опять же в I–II вв. В изобразительном искусстве характерным приемом является переделка статуй (когда головы статуй либо заменялись на новые, либо попросту подвергались обработке): мы видим ее в III–IV вв., однако не император ли Клавдий, воздвигнув статую Александра Македонского, заменил его голову на голову Цезаря? Не Каракалла ли заменял головы Александра на свои? Одним словом все проявления кризиса, наблюдаемые в IV–V вв., мы видим задолго до этого. И религиозная политика Константина и Феодосия не была тем обстоятельством, которое повлияло на падении Римского государства.