Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Является ли современная антимонопольная политика в РФ эффективной для развития бизнеса?

ГосударствоМонополия+1
Артем Селеверстов
  ·   · 1,5 K
Знайка по части иностранных языков, либертарианств...  · 30 мая 2019

Антимонопольное регулирование по определению является не только неэффективной, но и вредной для всех участников рынка. Парадокс в том, что антимонопольная политика вовсе не борется с монополиями, она их создает, накладывая определенные ограничения на одни компании за счет других, и делает экономику менее конкурентной и менее производительной. Гос. лицензирование, сертификаты, франшизы, пошлины, стандарты качества и др. законодательно вводимые ограничения это способы организации монополий и монопольной власти для отдельных компаний. Монополистическое злоупотребление всегда связано с гос. вмешательством в рыночный процесс, производство или товарный обмен.

«‎Существует единственно разумное определение монополии - дарование правительственной привилегии. Отсюда ясно, что при помощи уголовного законодательства правительство не в состоянии одолеть монополию. Если бы правительство действительно желало достичь этой цели, ему следовало бы просто ликвидировать им же предоставленные монопольные привилегии. Таким образом, антимонопольные законы ни в малейшей степени не "уменьшают монополию". Достигают они совсем иного - бессистемного притеснения самых эффективных предприятий» - М. Ротбард

К тому же, юридически антимонопольное регулирование настолько туманно и неоднозначно, что впихнуть в него можно все что угодно, оно практически резиново, это своего рода юридическая дубинка, с помощью которой государство не допускает одних на рынок и защищает сложившуюся рыночную структуру своих фаворитов. В итоге:

«Произвольные правила и обнаружение преступлений ex post facto ведут к многообразным последствиям: деловая инициатива стеснена; бизнесмены запуганы и зависимы от произвольных толкований закона правительственными чиновниками; бизнес лишен возможности эффективно обслуживать потребителей» - М. Ротбард

Свободный рынок не создает монополий в том смысле, как это делает государство, влезая в конкурентную среду:

«Для того чтобы установить монополию на свободном рынке, необходимо безошибочное предпринимательское чутье (как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде) в отношении потребительского спроса, технологий, места расположения, поставки материалов и цен, а также тысяч других неопределенных величин; требуется также точное определение границ соответствующего рынка. Лишь немногие компании в истории бизнеса, будь то до или после возникновения антимонопольного законодательства, смогли приблизиться к этому идеалу, не говоря уже о его воплощении на длительный период. Так называемая спокойная жизнь, которой якобы наслаждается монополист на свободном рынке, является частью антимонопольного мифа» - Д. Арментано

Так же является мифом и неудачная попытка наделить властью монополиста, который якобы контролирует рынок:

«"Монополист" на свободном рынке не "контролирует рынок" (это ошибочная формулировка теоретиков организации отраслевых рынков) и не может распределять ресурсы неэффективно, как предполагает традиционная теория. Рынок не только не подвергается монополизации или контролю, но остается открытым для конкуренции, т.е. для любых предпринимателей, имеющих правильное представление о том, как обслужить потребителей более эффективно, чем уже оперирующая на рынке компания. Последнюю следует рассматривать как фирму, монополизирующую текущие предпочтения потребителей, а не сам рынок товаров и услуг. Если предпочтения изменятся, то монополия преобразуется в более привычную структуру. (...) "Монополизация" текущих предпочтений потребителей не наносит им ущерба и не должна запрещаться законом» - Д. Арментано

Против монополистических сговоров для фиксирования цен на рынке существуют экономические факторы, которые всегда ограничивали успешность подобного злоупотребления (далее по книге "Антитраст против конкуренции" Д. Арментано):

заменители: «существует целый ряд продуктов, которыми можно заменить товар с зафиксированной ценой, более высокая цена просто подтолкнет мелких покупателей к приобретению более дешевых аналогов и, таким образом, совокупный доход от реализации тайного сговора уменьшится». (...) «Угроза возникновения конкуренции со стороны товаров-заменителей может с самого начала затруднить организацию ценового сговора или привести к возникновению ценовой конкуренции, которая разрушит соглашение»‎;

изменение спроса: «незначительное уменьшение общего спроса на товар с фиксированной ценой может ослабить действие тайного соглашения о ценах; спад деловой активности является естественным врагом успешного ценового сговора»‎;

соглашение об объемах производства: «выполнение таких договоренностей невозможно проконтролировать, равно как и обеспечить их устойчивость в течение какого-либо продолжительного времени»‎;

издержки: «фиксировать цены и ограничивать производство затруднительно в ситуации, когда компаниям выгоднее увеличивать, а не уменьшать объемы продаж»‎;

импорт: «возможность тайного ценового сговора на внутреннем рынке ограничивается иностранной конкуренцией. Когда импортируемые товары конкурентноспособны по цене, ценовые сговоры внутри страны оказываются нестабильными. Всемирный заговор по поводу фиксирования цен и ограничения объемов производства возможен, однако почти все такие заговоры существовали и действовали в прошлом только при активной гос. поддержке»‎;

честность и доверие: «если компании не доверяют друг другу в открытой конкуренции, вряд ли они вдруг начнут доверять друг другу в рамках тайного соглашения»‎;

дифференциация товаров: «фиксировать цены в отраслях с высокой дифференциацией продукции труднее». (...) «установить фиксированную цену на однородный продукт проще, поскольку общее количество параметров ограничено». (...) «Отрасли, производящие потребительские товары, с их традиционным акцентом на разнообразии и дифференциации, являются плохими кандидатами на участие в успешном ценовом сговоре»‎;

транспортные расходы: «транспортные расходы отделяют местные или региональные ценовые сговоры от территорий со свободной ценовой конкуренцией».

Полнейшую неэффективность сговоров можно наблюдать в судебных делах прошлых лет:

Дело компании Addyston Pipe (1899): сговор провалился еще до иска, а монопольных цен вообще не было обнаружено судом. 

Дело компании Trenton Potteries (1927): сговор оказался неэффективным, суд пришел к выводу, что цены не были фиксированными и едиными.

Великий сговор производителей электрооборудования (1961): с экономической точки зрения, а не моральной или юридической, тайный сговор компаний был не в состоянии приостановить ценовую конкуренцию, попытки установления фиксированных цен постоянно проваливались, тайные собрания прекратили проводить прежде, чем сговор был раскрыт Министерством юстиции.

И вообще:

«Не следует смешивать монополию и монопольные цены. Просто монополия, монополия как таковая с точки зрения каталлактики не имеет никакого значения и не ведет к монопольным ценам. Монопольные цены появляются только как результат открытого вызова главенству потребителей и подмены интересов публики частными интересами монополистов. Это единственный пример в функционировании рыночной экономики, когда можно в некотором смысле провести границу между производством ради прибыли и производством для использования, если пренебречь тем, что монопольный доход не имеет ничего общего с собственно прибылью» - Людвиг фон Мизес

Все это говорит о том, что на свободном конкурентном рынке монополия сама по себе не представляет никакой проблемы и даже полезна для потребителей и экономики в целом. Монополия в долгосрочной перспективе практически нереализуема и невозможна без гос. привилегий, а сама идея антимонопольного регулирования перечит экономической теории и неблагоприятно сказывается для всех участников рыночного обмена. В настоящее время от антимонопольного регулирования отказались след. страны: Андорра, Грузия, ОАЭ, Макао, Гонконг, Кувейт, Катар и пр.

P.S. Является ли современная антимонопольная политика в РФ эффективной для развития бизнеса?

ФАС заявила о контроле государства над 70% российской экономики

По данным ФАС, вклад государства и госкомпаний в ВВП России вырос с 35% в 2005 году до 70% в 2015-м. Кроме того, количество государственных и муниципальных предприятий за минувшие три года утроилось и такие организации по-прежнему создаются на рынках с развитой конкуренцией, где использование административного ресурса может стать серьезной угрозой,  отмечает ФАС.

АПДЕЙТ

Роль государства в экономике по-прежнему усиливается, но этот процесс вышел на новый уровень, констатирует ФАС: власти пытаются регулировать всю экономику страны, происходит «сращивание монополий с государством».

Доля государства в экономике по итогам 2018 года осталась на прошлогоднем  уровне — свыше 60–70% «по многим экспертным оценкам», пишет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в ежегодном докладе о состоянии конкуренции в России. Идет не только количественный процесс расширения госсектора, который был характерен для 2000-х годов, но и качественный, считает ведомство.

Является ли?

Автор написал чрезмерно многословную, но от этого не менее антинаучную ерунду. Достаточно прокомментировать... Читать дальше

Экономист ВШЭ, который оставил коммент, должно быть не совсем понимает рынок, когда заявляет, что "монополия - это одна компания на рынке". Под такое пространное и туманное определение можно впихнуть любую компанию, если определить границы рынка достаточно узко, что охотно делалось в прошлом и будет делаться и дальше в ущерб потребителям.

Обладатель монополистического положения, завоевавший свое место под солнцем законными способами в конкурентной среде, не в состоянии занимать такое положение сколь долгое время без гос. поддержки. Сама конкуренция не потерпит долгосрочной монополии. Да и невозможно совпадение вкусов и потребностей у большого числа людей, всегда найдутся те, кто меняет вкусы и предпочтения, и также те, кто также захочет делать деньги. Монопольная компания утратит первенство в силу изменения спроса, появлению конкурентов, приходу на рынок новым товарам разного качества, а благодаря научному прогрессу появятся вообще совершенно новые товары и услуги.

Экономист, преподаватель ВШЭ  · 31 мая 2019
ФАС - эффективна? Нет.  ФАС - главная проблема для российского бизнеса? Тоже нет. Главная проблема ФАС в том, что она зависима от крупных отраслевых интересов, и соответственно от властей. И естественно в своих решениях руководс... Читать далее
Первый

О политике не могу сказать эффективна или нет. Но могу описать как работает антимонопольный комитет, по той простой причине, что столкнулся с этой службой. Она коррумпирована, занимается защитой интересов крупных корпораций.

Пролетарий умственного труда.  · 30 мая 2019
не смешите. ФАС работает там, где выгодно. любой даже более-менее грамотный потребитель с лёгкостью назовёт те бренды у  нас которые практически монопольные и ничего с ними ФАС не делает. Почему? ну видимо не хочет или не... Читать далее
понял, принял! Конечно, у меня были соображения что ФАС и вообще антимонопольная политика неэффективна, но я... Читать дальше